В прошлом году eBay разрешил нескольким российским онлайн-магазинам продавать товары на площадке. Остальным предложили записаться в очередь и ждать. Сейчас наконец открывается доступ для всех: любой продавец с сентября сможет загрузить свои товары на платформу и начать продажи. Первые счастливчики смогут создать свою директорию с помощью сотрудников eBay во время практикума на "Стрелке". The Village поговорил с гендиректором российского представительства компании Владимиром Долговым и узнал, как идёт онлайн-торговля в России и чего ждать дальше.


Вход в офис

— Что нового происходит у eBay в России?

— Мы придумали концепцию открытого офиса и называем его #openebay. Будучи представителями виртуального бизнеса, мы не общаемся с клиентами вживую, а хотелось бы их знать. Поэтому мы сняли на месяц коворкинг на "Стрелке", в котором будет находиться часть нашего офиса. Их можно будет дёргать по любым вопросам — это такой способ открыть дверь ногой на eBay. Это начинается в пятницу, и мы будем там работать до 3 сентября. Мы собираемся всё записывать и сделаем на основе этого какие-то выводы. Нам важно вживую изучить потребности клиентов.

— Обращаясь в службу поддержки интернет-компании, трудно дойти до живого человека.

— "Ваш звонок очень важен для нас" — как раз от этого мы уходим. У нас будут маркетологи, аналитики, отдел работы с продавцами, пиар. Мы сами много заказываем на eBay, и нам легко этим делиться. Многие не знают, как пользоваться фильтрами, как распознавать хороших продавцов. Мы будем показывать, как искать товары.

— Какие самые распространённые проблемы российских пользователей?

— Круг нашего понимания их проблем может не совпадать с их реальными проблемами. Мы пытаемся устранить диссонанс. Люди пишут в службу поддержки, она составляет отчёты. Но у них не так много топиков, и суть вопросов теряется за делением проблем на категории — хочется поговорить и понять, что в действительности волнует людей.

— Кто покупает на eBay в России?

— Мы у них этого не спрашиваем — у нас нет ничего, кроме e-mail и адреса доставки клиента, не факт, что он там живёт. Есть результаты исследования TNS. Отличий у наших клиентов немного: они такие же, как все покупатели в интернете. Но у нас больше молодых людей 25–34 лет и с высшим образованием. При этом на eBay заметно выше процент использования смартфонов и "таблеток". Еще один фактор: утверждается, что у нас выше доля людей с высоким доходом. Но это сами пользователи себя оценивают.

— Упало ли число заказов из-за роста валют? И изменилась ли структура заказов?

— Заказывают что и раньше. Самые популярные категории — электроника и фэшн. В этих двух вертикалях выбор наиболее широк и ни один магазин не поставит на полку столько товаров. Мы традиционно делим наши заказы по географическому положению продавцов. В конце прошлого года, когда доллар пошёл вверх, произошло перетекание с американского и европейского коридора в азиатский. Когда доллар стабилизировался, американский коридор отыграл свои позиции назад. Потом евро ослаб по отношению к доллару, и немного вперёд пошла Европа. Экономику не переубедишь: если эта штука из Европы стала не такой дорогой, как мне казалось раньше, надо брать.

— Люди идут за ценами?

— Да. Главный фактор не величина курса, а отсутствие резких флуктуаций. Есть задержка между заказом и доставкой, и может получиться, что к моменту получения вещь в России в рублях станет дешевле. Так было в конце 2014 года. Когда я в конце ноября решил купить "шестой" айфон, то посчитал разницу курсов и понял, что могу привезти его из Калифорнии, потеряв 60 долларов, поэтому я купил его на eBay в России, заодно опробовав новый способ оплаты.

Когда были проблемы с курсом доллара, все люди сметали товары в офлайне и онлайне — народ хотел сбросить деньги, пока не подорожало. Четвёртый квартал был успешен как никогда.

— Сейчас затишье?

— Оно сезонное, скоро народ начнёт возвращаться. Но в общем всё нормально, по-прежнему хорошо себя чувствует европейский коридор. Конкретные цифры я не могу назвать: eBay — публичная компания и не предоставляет данные по отдельным странам.


Россия на eBay

— Как чувствуют себя российские продавцы eBay?

— Мы открыли eBay для больших онлайн-магазинов в прошлом году. Нам был важен не размер бизнеса, а наличие собственного центра разработки для интеграции с нами. Нужно было разработать интерфейс, позволяющий заливать товары всем. Сейчас мы завершили разработку этой платформы — надеюсь, до конца лета мы её выкатим. Не важно, что у тебя, сайт или офлайн-магазин, — ты можешь залить товары на eBay и начать торговать.

Мы немного затянули с разработкой этого софта. Платформа Ecwid уже построила для своих пользователей мостик, позволяющий выкладывать товары на eBay. Мы ожидаем, что такой же мостик построит "Битрикс".

— Сколько российских магазинов сейчас подключено?

— Больше сотни. Примерно 25 — крупные игроки, остальные как-то смогли интегрироваться. Но мы ожидаем, что наша история начнётся с момента, когда мы выкатим платформу. Мы надеемся, что сделаем это до конца лета.

Поскольку платформа в бета-версии, мы будем рассказывать про неё на "Стрелке". 20 августа там будет семинар "Лайфхаки от сотрудников eBay" — о том, как искать товары на сайте. 26 августа мы расскажем, как продавать на eBay и построить успешный бизнес. Кроме того, два раза в неделю, по вторникам и четвергам, с 9 до 12 утра будут практикумы на 5–10 человек: на них мы пригласили владельцев интернет-магазинов. Мы будем загружать их товары на платформу, которая сейчас находится на стадии бета-тестирования, и они уйдут с готовым онлайн-магазином на eBay. Мы планируем провести шесть практикумов за лето. В процессе мы увидим, что нужно доработать.

— Как попасть к вам?

— На практикум мы по рассылке приглашаем те магазины, которые оставили заявку на подключение к eBay. У них уже должен быть аккаунт на PayPal. На семинары — открытая запись через Facebook и другие ресурсы.

— Сколько российских продавцов планируете подключить?

— У нас нет лимита. Есть разные оценки рынка. В России 70 тысяч сайтов с признаками интернет-магазина — у них есть что-то с ценой и "корзина". Это верхний предел. И есть 16–20 тысяч магазинов на "Прайс.ру" и "Яндекс.Маркете". Мы открыты для всех. В ситуации, когда важен каждый клиент, нелепо игнорировать такую большую площадку.

Локальные трудности

— Что будет происходить с онлайн-рынком в ближайшие годы?

— Сейчас он скорее жив, чем мёртв. Ситуация в экономике не очень хорошая, но что есть, то есть. Наверно, сейчас будут две тенденции: укрупнение существующих игроков и уход кого-то с рынка. Ты должен быть эффективен, зарабатывать деньги. Скорее всего, инвестиционные проекты, открытые в расчёте на бурный рост, будут вымываться. Вероятно, будет происходить перетекание офлайна в онлайн. Не из-за того, что народ начинает экономить. Сейчас аудитория интернета не растёт, как она росла года три-четыре назад. При этом есть задержка между приходом в онлайн и началом покупок в интернете. Эта последняя волна увеличит число покупателей. Но дальше будет расти только частота покупок.

— Вы успеваете перевести данные пользователей в Россию?

— У нас есть ещё 4 недели до вступления закона в силу, думаю, мы успеем. Требования закона мы выполняем.

— eBay не собирается сворачивать деятельность в нашей стране?

— Как же? А мы что будем делать? Откуда такие мысли? Офис на "Стрелке" — это третий офис. Мы временно уехали с "Белорусской", там идёт ремонт, мы сидим в "Сити", и есть офис на "Стрелке". У нас идёт проект с "Почтой России", подключён Qiwi, мы сажаем на площадку российских продавцов, следующим этапом мы им откроем заграницу.

Мы верим, что у некоторых продавцов есть экспортный потенциал. Но существует внутренняя проблема. На американском сайте с тебя возьмут комиссию за продажу — придётся переводить деньги за рубеж. Это называется валютный контракт, для него надо предпринять массу усилий. Какие деньги ты должен зарабатывать, чтобы бегать по банкам с бумажками? Мы хотим, чтобы продавцы нам отдавали комиссию, а мы бы потом переводили на американский eBay. Мы с этим справимся — это то, что мы решаем. Технически всё готово. Я надеюсь, до конца года мы это реализуем.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments