Вслед за грузинскими винами и коньяками из России может исчезнуть и минеральная вода “Боржоми” и “Набеглави”. После закрытия московского склада грузинских производителей проверки начались по всей России. Это почувствовали торговцы — к ним зачастили санитары. Но пока ритейлеры не спешат избавляться от популярной минералки.
Вчера главный государственный санитарный врач России, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко приказал региональным подразделениями и таможенным органам усилить контроль над производством и продажей минеральной воды в стране. В частности, “особую озабоченность” чиновника вызывало “наличие в обороте” на территории России грузинской минеральной воды “Боржоми” и “Набеглави”. Онищенко утверждает, что под этими марками часто продается вода, не соответствующая показателям общей минерализации, ионного состава, жесткости и проч. По этой причине до 7 мая будут проводиться “контрольные мероприятия”. После этого будет решаться вопрос о запрете ввоза на территорию России грузинской минералки.
Война Онищенко с минеральной водой началась после запрета на ввоз в страну молдавских и грузинских вин, которые его ведомство также заподозрило в несоответствии санитарным требованиям. А в середине апреля Роспотребнадзор приостановил продажу воды “Боржоми” с одного из московских складов, из-за того что на нее отсутствовали необходимые документы. Вслед за этим подчиненные Онищенко нашли в Москве склад, где неправильно хранилась вода “Набеглави”, — воду со склада изъяли.
Гендиректор Healthy Waters (марка “Набеглави”) Ираклий Ушверидзе вчера отказался комментировать письмо Онищенко. В GG&MW (марка “Боржоми”) сохраняют спокойствие. “Мы не приостанавливали отгрузку и продажу воды, — говорит менеджер по корпоративным коммуникациям GG&MW Сергей Рыбак. — Более того, мы планируем и дальше инвестировать в защиту бренда от подделок, на которые приходится менее 1,5% продаваемого в стране “Боржоми”. По его словам, компания на эти цели потратит до конца года до $10 млн.
Тем временем в региональной рознице уже начались проверки. Так, в краснодарской сети ТД “Перекресток” пару дней назад изъяли из продажи около десятка бутылок “Боржоми”, рассказал коммерческий директор южного филиала сети Роман Овершин. О ведущихся в магазинах проверках говорит и гендиректор компании ВКТ (владеет нижегородской сетью “Райцентр”) Алексей Зудин. Управляющий нижегородского торгового центра Metro Cash & Carry Александр Мальчевский отметил, что в центре регулярно проводятся плановые проверки. “Последняя такая проверки была проведена 20 апреля — были взяты образцы воды, в том числе и «Боржоми». Но никаких предписаний, ограничивающих торговлю, не было”, — подчеркивает он.
Ритейлеры пока не спешат избавляться от “Боржоми” и “Набеглави”. “Спрос меньше не стал, зачем отказываться?” — говорит гендиректор одной из небольших подмосковных сетей. “Если мы получим рекомендации снять с продажи «Боржоми», мы не будем идти вразрез с решением властей. Но в своих поставщиках мы уверены”, — утверждает Алексей Таранченко, директор самарского филиала сети “Патэрсон”.
Справка:
Основные марки Georgian Glass & Mineral Water/IDS (GG&MW) – “Боржоми”, “Миргородская” и “Моршинская”. По данным самой компании, в 2005 г. объем продаж холдинга превысил $120 млн. Компания контролирует более 10% рынка бутилированной воды в крупнейших городах России и более 25% рынка Украины. Около 60% воды “Боржоми” компания продает в России. Компания Healthy Waters основана в 1997 г. Основные бренды – “Набеглави” и “Бахмаро”. По собственным данным, в Россию компания экспортирует не более 10% своей продукции – остальное реализуется в Европе и странах СНГ. Объемы производства и финансовые показатели деятельности, а также учредители компании не раскрываются. По данным “Бизнес-Аналитики”, в январе – феврале этого года “Набеглави” занимала 0,2% московского рынка (в денежном выражении).