"Не исключено, что ретейлер будет продавать земельные участки и недостроенные объекты в удаленных регионах", — цитируют российские СМИ заявление гендиректора "О’Кея" Хейго Кера в ходе телеконференции 25 августа. Означает ли это, что ретейлер приостановил ранее запланированную прошлым гендиректором Тони Махером экспансию в регионы — в компании однозначного ответа не дают. Однако в недавнем годовом отчете за 2014 г. менеджмент предупредил, что конфликт на Украине и сопутствующие ему события — санкции, ответное эмбарго, падение курса рубля и обрушение макроиндикаторов в России — повышают риск ведения бизнеса в России.

В пресс-службе "О’Кея" сообщили, что пока не готовы отвечать на вопросы, связанные с возможной продажей коммерческой недвижимости. Не уточнили в торговой сети и регионы, в которых "О’Кей" может отказаться от экспансии.

Однако, предположить, какие магазины будут открыты с большей долей вероятности, а какие — нет, вполне можно. Достаточно перебрать заявленные проекты. Пока не сообщается о судьбе, например, второго магазина в Барнауле в ТРК "Пионер" или гипермаркета в пока не введенном ТЦ "Алмаз" в Челябинске. Нет новостей о планировавшемся гипермаркете в Пскове — в ТЦ "Акваполис". Брокер этого ТЦ (тот же, что и в челябинском "Алмазе") обещает открытие в декабре и заверяет, что "О’Кей" там точно будет. То, что "О’Кей" будет делить риски с владельцами ТРК, позволяет смотреть на будущее этих магазинов с большей надеждой.

Другое дело — отдельностоящие точки на собственной и арендованной земле. В числе таких строящихся гипермаркетов — проект в Таганроге (первый в городе) на пересечении 2-ой Советской и Мариупольской улиц. Еще в 2013 г. говорилось про открытие "О’Кея" в таганрогском ТРЦ NEO, но этот проект сильно затянулся, и теперь планы изменились. В Ростове-на-Дону на Театральном проспекте за 1,1 млрд рублей на участке 3,4 га строится третья в этом городе точка "О’Кея" общей площадью 10 тыс. кв. м. (торговая — 5,5 тыс. кв. м).

О строительстве отдельных гипермаркетов "О’Кей" сообщается в Новокузнецке (Хлебозаводская ул.), власти города год назад обещали, что он может появиться уже в 2015 году, но, видимо, планы сильно корректируются. В 2014 г. власти Самары выдали разрешение на строительство "О’Кея" на Московском шоссе общей площадью 14 тыс. кв. м. В Уфе на отдельном участке на пересечении улиц Пугачева и Бородинской на 7 га вовсю строится уже четвертый гипермаркет в этом городе. Его общая площадь — 16,8 тыс. кв. м, торговая — около 9 тыс. Возможно, именно эти магазины не откроются в числе прочих из-за пересмотра стратегии. Но никаких комментариев относительно этого предположения в компании не дают.

Вместе с тем, новые магазины все же открываются. В этом году "О’Кей" нарастил сеть в Тюмени (гипермаркет) и Липецке (супермаркет) и вышел в новый для себя регион — Иркутск — с гипермаркетом. Также, по словам Хейго Кера, до конца года "О’Кей" планирует открыть еще два–три гипермаркета. Однако понятно, что эти магазины готовились к открытию еще при прежнем руководстве и старой стратегии.

Вместе с тем, на днях "О’Кей" принял знаковое для рынка FMCG+ решение о закрытии запущенного в 2009 г. гипермаркета торговой площадью 5,8 тыс. кв. м. в Красноярске. Сейчас его место в ТРЦ "Июнь" пустует, и администрация центра не готова объявить, кто займет эти площади.

Таких закрытий гипермаркетов на рынке не было уже очень давно — с тех пор, как в 2012 г. Х5 закрыла крупноформатные магазины в Самаре и Ростове-на-Дону. Тогда группа в целом проводила политику переформатирования гипермаркетов в супермаркеты и отказ от самого крупного формата. Надо отметить, что на месте закрытых тогда "Каруселей" сейчас работают "Ашаны", то есть, места не опустели окончательно.

Решение о закрытии нерентабельного магазина в Красноярске кажется полностью логичным на фоне отчетности "О’Кея" — чистая торговая выручка группы в первом полугодии 2015 г. выросла всего на 4,4% по сравнению с шестью месяцами 2014 г. И это при пяти чистых открытиях (кроме регионов, новые точки появились в Петербурге и Подмосковье). Выручка же сопоставимых магазинов и вовсе снизилась на 1,7% по сравнению с прошлым годом за счет падения трафика на 3,6%. При том, что планируемая по итогам года только по данным ЦБ РФ инфляция должна быть не менее 12%.

Для сравнения, у X5 выручка выросла сразу на 27%, а если сравнивать именно формат гипермаркета, то на 10,1 (LFL). У "Магнита" показатель выручки Like-for-like в сегменте гипермаркетов увеличился также меньше, чем на уровень инфляции, но все же вырос: +8,66%.
При этом конкуренты сильно наращивают число гипермаркетов: "Магнит" за 12 месяцев открыл 32 новых крупноформатных магазина, "Лента" — восемь. Справедливости ради стоит отметить, что замедление развития наблюдается не только у "О’Кея": у X5 торговая площадь в сегменте гипермаркетов за минувший год изменилась лишь на 1%.

В прошлом году экс-глава "О’Кея" Тони Махер еще говорил о задачах по открытию в 2015 г. 15–20 новых гипермаркетов, но уже тогда речь шла о том, что это чересчур смелые планы, которые, скорее всего, не удастся выполнить. К тому же, вновь открываемые магазины, такие как в Барнауле, вызывали откровенные сомнения в эффективности и были названы слишком амбициозными.

"Покупательский спрос в отдаленных регионах падает быстрее и существеннее, чем в центре страны, поэтому нет смысла вкладывать деньги в земельные участки и недостроенные здания. Разумнее развивать бизнес в Москве и Санкт-Петербурге", — объясняет действия "О’Кея" управляющий партнер компании НЕОКОН Денис Ракша. "С этой точки зрения "О’Кей" все делает правильно. Нынешний кризис, в отличие от кризиса 2009 г., который пришел и ушел, продлится долго", — уточняет он.

Однако, далеко не везде настроения на рынке FMCG+ так упадочны, по крайней мере, в заявлениях пресс-служб компаний. "Лента" от планов открытия магазинов в регионах не отказывается. "У нас есть определенные обязанности перед инвесторами, поэтому все запланированные на этот год магазины будут открыты", — сообщили в пресс-службе "Ленты".

Планы X5 Retail Group также не изменились. Представитель ретейлера сообщил, что до конца года планируется открыть еще несколько магазинов. Правда, информация о том, в каких именно регионах они появятся, пока не разглашается.

Metro Cash & Carry продолжит расширять свое присутствие в регионах: "Как было заявлено в начале года, компания Metro Cash & Carry в России открыла в 2014 г. семь центров мелкооптовой торговли в различных регионах страны, и в 2015 г. мы планируем открыть не меньшее количество наших торговых центров. Эти планы компании не подверглись изменениям, и компания продолжит как расширять свое присутствие в тех регионах, где мы уже работаем, так и выходить в новые регионы. Так, в 2015 г. компания Metro Cash & Carry уже открыла новые торговые центры в городе Стерлитамак, в Москве и в Орле. В этом году мы также планируем открыть третий торговый центр Metro в Ростове-на-Дону, Сургуте, Московской области и в ряде других регионов".

Акционеры "О’Кея" (Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий и Борис Волчек) довольно давно ведут и девелоперский бизнес. Их считают бенефициарами профильной компании "Доринда Инвест", которая построила для сети 17 гипермаркетов и занималась строительством ТРК в Мурманске, жилой недвижимости в Нижнем Новгороде и офисов в Подмосковье (Мытищи). Кстати, от этого офисного проекта в апреле 2015 г. компания отказалась и ведет переговоры о его продаже.

Сам "О’Кей" планирует сейчас делать ставку на более мелкий формат и готовится уже в сентябре начать активное развитие сети дискаунтеров "Да!".

Вместе с тем, компания стремительно теряет рыночные позиции по многим показателям.

В ближайшее время ожидайте обновленный Retailer Russia TOP-200.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments