Согласно глобальному исследованию, проведенному по заказу Amway, 70% респондентов из 24 стран положительно относятся к идее создания собственного бизнеса, а 39% готовы начать свое дело в ближайшем будущем. Позитивнее всех настроены датчане, финны и австралийцы, а среди россиян положительную оценку предпринимательству дали 65% респондентов.
При этом реально готовы открыть свое дело только 3%. Существенным препятствием наши соотечественники назвали страх потерпеть неудачу (71%), 45% опасаются финансового бремени, 19% — влияния экономического кризиса в Европе.
— От абстрактного одобрения до реального действия очень далеко, — отметил гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. — Этим и объясняется такой разрыв между тем, что большинство россиян положительно относятся к идее открыть свой бизнес, но реально это делают лишь 3%. Это можно сравнить с отношением к фитнес-клубам или зарядке по утрам — вряд ли кто-то негативно к этому относится, скорее, наоборот. Однако реально регулярно занимаются спортом единицы. Или, например, я положительно отношусь к намерению забраться на Эверест, но сам вряд ли буду это делать. Что касается бизнеса, большинство продолжают оставаться наемными работниками, потому что понимают, что способности быть предпринимателем есть мало у кого.
По мнению старшего партнера BDO в России Александра Веренкова, то, что только 18% россиян указали на возможность самореализации и воплощения собственных идей как на мотивирующий фактор, говорит о том, что собственный бизнес у многих ассоциируется исключительно с торговлей и сферой услуг, где "возвышенные духом россияне не видят возможности состояться как личности". По словам эксперта, для России характерен короткий горизонт планирования собственной жизни. Молодые и энергичные люди не задумываются о пенсионных накоплениях, поэтому редко рассматривают собственный бизнес как самый надежный способ застраховать свое будущее.
— Очевидно, количество людей, готовых к идее собственного бизнеса и реализующих ее в такой большей стране, как Россия, заметно разнится от региона к региону, — считает гендиректор страховой компании INTOUCH Мария Мальковская. — Кажется, что каждый день в Москве и Санкт-Петербурге появляется очередной стартап. Нельзя не видеть этот тренд: поколение Y выросло, у них совершенно новый тип мышления, они видят больше альтернатив и знают, что нужно сделать, "чтобы стало хорошо". То, что больше половины опрошенных положительно высказываются об идее собственного бизнеса в стране, которая развивается по рыночному пути всего лишь чуть больше 20 лет, уже очень хороший показатель.