Новость о вступлении в ВТО в России была воспринята с недоумением. За 18 лет переговоров, которые этому событию предшествовали, Всемирная торговая организация перешла для нас в область трансцендентального. Лица участников переговоров во время многочисленных интервью казались немного обиженными — оттого, видимо, что им в который раз приходится объяснять нам, неразумным, какое это благо — ВТО. Их идея состоит в следующем: во-первых, Россия наконец-то перестанет ежегодно терять $2 млрд из-за отсутствия членства в ВТО. А во-вторых — снизятся пошлины, будут устранены таможенные барьеры, рынок наполнят прекрасные товары по низким ценам, российские же компании получат преимущества при выходе на зарубежные рынки. В воображении возникает среднестатистический европеец: он несется по дорогам в своей новенькой «Ладе Калине», на нем — по последней моде — куртка от Gloria Jeans, он то и дело поглядывает на свои часы «Полет». К счастью для европейца, это не более чем его ночной кошмар.
А вот для нас кошмар наяву, похоже, уже начинается. Самое главное — это неразбериха в головах у представителей бизнеса и чиновников, не говоря уже о простых потребителях. Все решили действовать по принципу «вступили, а там разберемся». В итоге — цепочка заблуждений. Попытаюсь прояснить те из них, что касаются будущего рынка одежды и обуви.
Миф 1. Ускорится модернизация
Считается, что вступление в ВТО подстегнет процесс модернизации и заставит российскую текстильную промышленность лучше работать и быстрее развиваться. Основания для таких заявлений едва ли существуют. В частности, пошлины и НДС на импорт станков и оборудования были отменены еще три года назад, но особых результатов это не дало. Обновлять производственные мощности компаниям невыгодно — слишком долгий цикл окупаемости, гораздо лучше заняться построением торговой сети — там рентабельность выше, деньги возвращаются быстрее.
Кроме того, на модернизацию нужны средства, а взять их под 15% годовых позволить себе могут единицы. И вроде бы в этом случае компаниям от ВТО только польза, ведь заемный капитал иностранных банков становится в идеале более доступным. Однако рассчитывать на это не стоит — как раз банковскую отрасль от выхода зарубежных игроков наши переговорщики защитили по полной программе. Да и будут ли иностранным банкам интересны игроки легпрома, когда появится так много других возможностей для инвестиций?
И хотя Путин обещал, что текстильная отрасль тоже может рассчитывать на помощь со стороны правительства, надеяться на нее игрокам не стоит. Вступление в ВТО оставляет пространство для маневров в области субсидирования и помощи экономике, но закрепляет общий уровень ее защиты. То есть помочь можно отдельным игрокам, но не отрасли в целом. Да и вряд ли не найдется другая, более стратегически важная отрасль, которой в новых условиях потребуется помощь в первую очередь. К сожалению, комплексная модернизация текстильной отрасли отечественными игроками так и останется мечтой.
Миф 2. Изменится внутренний рынок
Есть и хорошие новости: российские компании не потеряют долю на внутреннем рынке — хотя бы потому, что она и так слишком мала. Для сравнения: продукция российских компаний занимает всего 18% рынка одежды, в то время как товары из Китая — около 35%, и это без учета контрафакта. Проблема не только в более конкурентной цене: российские потребители крайне нелояльны к отечественным маркам одежды. Так, в тройке лидеров по обороту среди российских компаний, работающих на рынке одежды, — Gloria Jeans, Sela, Tvoe; и только последнюю марку потребители считают русской. Sela, например, воспринимается чаще всего как итальянская.
На рынке обуви ситуация схожая. Правда, там обувным компаниям удалось за время кризиса создать определенную базу для развития — благодаря доступу к запасам дешевого сырья при росте цен на кожевенное сырье на мировых рынках. В итоге доля российских игроков на рынке обуви составляет сегодня 27%, а еще в 2008 году она едва дотягивала до 23%.
Есть и пример Украины, вступившей в ВТО на крайне невыгодных условиях. Лояльность к отечественным маркам одежды и обуви в стране примерно такая же низкая, как и в России. В 2007 году, до вступления в ВТО, доля украинских компаний на рынке обуви составляла 4%, одежды — 6%. В 2010 году – почти столько же, 4% и 7% соответственно.
Миф 3. Поток контрафакта увеличится
Передела внутреннего рынка не стоит ждать еще и потому, что значимые в мировом масштабе компании уже и так активно на нем развиваются — среди них прежде всего бренды портфеля Inditex, H&M, Uniqlo, GAP. Другой предрассудок: поток контрафакта, который якобы хлынет на рынок. Сегодня в России на открытых рынках реализуется в среднем 37% одежды, обуви и аксессуаров, долю контрафакта можно оценить в 19%, то есть каждый пятый рубль платится за контрафакт. Спрос на дешевый товар из Китая и стран ЮВА стабильно удовлетворяется. Более того, на насыщение подобными товарами российского рынка в большей степени оказал влияние таможенный союз России с Казахстаном. Действующее в Казахстане разрешение на ввоз физическим лицом до 2 т одежды беспошлинно вызвало рост объема импорта одежды из Китая физлицами на 46% только лишь за полгода с момента создания таможенного союза.
Миф 4. Цены снизятся
Ждать потрясений на рынке одежды и обуви после вступления в ВТО не стоит, а значит, и значительных изменений в ценовой политике не произойдет. Тем более что рост цен в предыдущие периоды был вызван совсем другими факторами: в частности, в последнее время — растущими ценами на сырье. В сезоне осень/зима 2011/12 был зафиксирован рост розничных цен на 15,8% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Рост цен на сырье имеет отложенный эффект — и если в 2010 году рост был просто рикошетом кризиса, то динамика 2011 года отражает полный эффект, который был немного амортизирован более-менее стабильными ценами на изделия из синтетики, составляющие довольно большую долю рынка. В первом полугодии 2012 года следует ожидать роста цен всего на 7% благодаря относительно более выгодному курсу евро, а совсем не членству в ВТО.
Миф 5. Откроются новые возможности в Европе
Для российских игроков, которые смогут действовать в новых обстоятельствах, все же открываются интересные возможности для развития, но не на рынках развитых стран, а в Восточной Европе, а также там, где раньше российские компании испытывали серьезные проблемы с прохождением таможни, — на Украине. Привлекательность этих относительно свободных рынков уже оценили российские компании Oodji и Diva, начавшие экспансию в Восточной Европе еще в прошлом году. Отсутствие членства в ВТО, правда, им в этом никак не помешало.