По словам Бригитты Вишневской, президента Федеральной ассоциации немецких ретейлеров, хорошее настроение покупателей, отличный дизайн обуви и благоприятная погода обеспечили рост продаж обуви в Германии на 8%. Объем розничных продаж обуви достиг 7,9 млрд евро в 2010 году, при этом на продажи в специализированных магазинах приходится 65% от общего объема реализации. Однако если включить еще и продажи обуви по каталогам и в универмагах, то итоговая цифра увеличится до 12,1 млрд евро.

С такими результатами обувная розница почувствовала себя намного лучше торговли в целом, которая, по данным федеральной статистики Германии, выросла всего на 2,5%. 82% немецких магазинов увеличили продажи, 6% – уменьшили.

Увеличились и частота покупок, и средний чек в магазинах. Выросли и средние розничные цены: женская обувь в прошлом осенне-зимнем сезоне продавалась по 82 евро за пару, мужская – по 91 евро, детская – по 61 евро. Оставшаяся часть приходится на спортивную и домашнюю обувь, носки, обувную косметику и аксессуары, продающиеся в обувных магазинах.

Увеличение среднего чека объясняется большим спросом на утепленную, а значит, более дорогую обувь. Однако розничные цены почти не изменились – они выросли на 1,2%, в пределах инфляции.

«Стоит иметь в виду, что потребители будут искать адекватное своим деньгам качество продукта, – говорит Манфред Юнкерт, генеральный директор HDS. – И не стоит обольщаться растущими зарплатами, потому что растут и расходы – на оплату энергии и мобильную связь».

Соответственно, один из самых важных вопросов – удастся ли сохранить относительную стабильность розничных цен на обувь. По данным Института IFO, в предстоящие три месяца вырастут цены на внутреннем рынке Германии. Каковы предпосылки для таких прогнозов?

В течение последних двух лет удвоились цены на кожсырье. Цены на овчину, телячью кожу и коровьи шкуры премиум-класса достигли исторического максимума. Из-за этого цены на готовые кожи увеличились на 10-15%. Продолжают расти зарплаты во всех регионах Германии – в среднем на 14%. Учитывая давление растущих цен на кожсырье, рост зарплат, нестабильность в арабских странах и колебания курса евро, немецкие обувщики ожидают роста розничных цен на 3-5% в 2011 году. Цены вырастут еще больше, если фабрики не усилят работу над снижением издержек. По данным исследовательской компании GfK, потребление в 2011 году вырастет на 1,5%.

Влияет на окончательную стоимость и размер таможенных пошлин. HDS в прошлом году провел большую работу для отмены запретительных пошлин на ввоз обуви. 31 марта антидемпинговые пошлины на обувь из Китая и Вьетнама были сняты.

Неплохо чувствуют себя обувные фабрики. В 2010 году было произведено около 30 млн пар, это на 3,2 млн пар больше, чем в 2009 году. Занятость в обувном секторе незначительно выросла – на 1,8%, с 10 621 до 10 814 человек. Число обувных компаний по сравнению с 2009 годом не изменилось – их, как и раньше, 45 (в статистику включены только фабрики с числом рабочих больше 50).

По словам Ральфа Рикера, президента Федерации немецких производителей обуви, серьезные трудности у производителей вызывает поиск квалифицированных специалистов. Конкуренция в Германии и на рынках с так называемым высоким потенциалом усиливается с каждым годом. Работа в обувном секторе становится все менее привлекательной для молодежи. Выпускники технических вузов и специализированных школ очень мало знают о возможностях карьеры в обувной индустрии – на это стоит обратить внимание всем компаниям и общими усилиями создавать образ привлекательного работодателя.

Много внимания немецкие производители уделяют защите окружающей среды. Тем более что сообщения о вредных веществах, содержащихся в тканях и кожах, появляются почти ежемесячно. Именно поэтому в кооперации с CADS (организация, которая занимается предотвращением появления вредных веществ в обуви и ее компонентах) с прошлого октября HDS начал активную промопрограмму, рассказывающую о том, что такое экологически безопасное производство. Уже более 50 компаний из обувного и текстильного сектора присоединились к ней. Эта работа продолжится и в 2011 году.

В прошлом году объем продаж немецких производителей составил 2,13 млрд евро (в 2009 году было 1,9 млрд евро). Доля продаж на внутреннем рынке увеличилась на 6,8%, до 1,533 млрд евро, экспорт вырос до 600 млн евро (+19,1% к 2009 году). В пересчете на пары продажи выросли на 24 млн пар, со 148 млн пар в 2009 г. до 172 млн пар. В то же время средняя цена за пару уменьшилась с 15,65 евро до 15,09. 86% всего экспорта приходится на европейские страны. Наибольший объем заказов сделали поляки – 28,3 млн пар (+29% по отношению к 2009 году). На втором месте Словакия (рост с 12,8 млн пар до 17,6 млн пар). Замыкает тройку лидеров Австрия – с объемом ввоза 16,3 млн пар.

Эксперты отметили значительное падение поставок в Россию – почти на миллион пар. Таким образом, из 172 млн пар в Россию было ввезено всего 3 млн. Для сравнения – в 2008 году Германия ввозила в Россию 5 млн пар.

Прогноз на 2011 год: экспорт продолжит расти, но рост продаж за рубежом будет более умеренным по сравнению с взрывным ростом в 2010 году.

Импорт в 2010 г. увеличился на 12,9%, с 472 млн пар до 533 млн пар. Впервые в истории импорт превысил полумиллионный рубеж. Только 17% обуви было ввезено из стран Евросоюза, остальные из стран Юго-Восточной Азии. Средняя цена за пару увеличилась на 4,6%, до 9,66 евро. Средняя цена за пару кожаной обуви составила 19,11 евро (+3%). 56% в импорте приходится на китайскую обувь, 14% – на вьетнамскую, 15,7% – на итальянскую. Поставки из Испании незначительно выросли – с 5,6 до 5,9 млн пар. На 9% уменьшился импорт из Португалии – до 8,8 млн пар.

Как заметил Ральф Рикер, несмотря на цифры продаж, внушающие оптимизм, очень важно сохранять трезвый подход к закупкам и гибкость по отношению к текущим продажам, поскольку пока неясно, насколько стабильными будут продажи.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments