Совет по общественному контролю за деятельностью электронных платформ (СОКЭП) обратился в Минфин и Федеральную пробирную палату (ФПП) с предложением усилить меры против нелегальной торговли ювелирными изделиями, пишет «Коммерсант».
По оценке совета, объем теневого рынка на цифровых площадках достигает 26,6 млрд руб. в год, включая продажи через маркетплейсы, классифайды и мессенджеры. Украшения реализуют под видом бижутерии с поддельными УИН или фейковой валидацией.
При этом онлайн-продажи занимают значительную долю рынка. По данным СОКЭП, в 2024 году объем рынка ювелирных изделий составил 459,4 млрд руб., из которых 28% пришлось на онлайн-каналы. В компании Sokolov уточнили, что маркетплейсы обеспечили 12,7% продаж в январе-сентябре 2025 года.
СОКЭП предлагает обязать платформы интегрироваться с ГИИС ДМДК, усилить идентификацию продавцов и автоматизировать мониторинг объявлений. В совете считают, что ФПП могла бы получить право досудебной блокировки подозрительных предложений.
Юристы в свою очередь напомнили, что продажа ювелирных изделий уже строго регулируется. Так, каждое украшение получает уникальный идентификационный номер (УИН) и регистрируется в ГИИС ДМДК, а с августа сделки дороже 1 млн руб. находятся под особым контролем. Нарушения законодательства могут повлечь штрафы до сотен тысяч рублей. Эксперты отмечают, что к обходу норм прибегают как небольшие бутики и шоурумы, так и маркетплейсы, создавая более удобный, часто анонимный канал сбыта.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.


