Объём ввода торговой недвижимости в России в 2018 году оказался рекордно низким за последние 5 лет, сообщает «Ъ».
По данным руководителя аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксаны Копыловой, по итогам 2018 года в России ввели 647,2 тыс. кв. м торговых центров, что является рекордно низким показателем за последние пять лет. В Москве этот показатель стал наименьшим за шесть лет — 137 тыс. кв. м.
При этом в 2019 году объём вводимых площадей может значительно вырасти. По данным исследования компании «Магазин магазинов», в 2019 году в России могут ввести 1,2 млн кв. м торговой недвижимости —в 2,7 разв выше, чем в 2018 году. Почти треть (32%, 380 тыс. кв. м) от общего объёма придётся на Москву.
По словам директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, увеличение объёма ввода площадей в Москве в следующем году произойдёт за счёт завершения объектов, которые не успели открыть в 2018 году. Она отметила, что в 2018 году в столице запустили только 57% запланированного объёма площадей.
Оксана Копылова отметила, что высокая активность ритейлеров приведёт к сокращению вакантных площадей с 5,3% до 5%. В CBRE указывают, что доля пустующих площадей в региональных торговых центров находится на уровне 6–8%.
Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова рассказала, что 37% от всех региональных площадей в 2019 году сдадут в городах-милионниках, а 20% — в населённых пунктах с более чем 500 тыс. жителей.
При этом она отметила, что фокус девелоперов смещается в удалённые регионы. «Например, в 2019 году ожидается открытие «Калина молла» на 46,3 тыс. кв. м во Владивостоке, ведется строительство объектов в Хабаровске, Нефтеюганске, Грозном», — рассказала она.
По словам директора отдела региональных торговых помещений CBRE Михаила Рогожина, среди девелоперов действительно растёт интерес к Дальнему Востоку и Северному Кавказу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.