Компания «Инмарко» надеется нетривиальным способом попасть в киоски города Барнаула, где сегодня мороженое этого производителя представлено только в магазинах. Заключив договор с алтайским мясопереработчиком «РИКИ», весной «Инмарко» планирует установить в Барнауле первые 30 киосков по продаже замороженных продуктов: мороженого «Инмарко» и пельменей от «РИКИ», которые будут производиться под одной из торговых марок «Инмарко» (private lable). Однако планы «Инмарко» так и могут остаться лишь планами из-за новой политики властей Алтайского края, направленной на максимальную поддержку местных производителей и административное ограничение для бизнеса «варягов».
«Инмарко» является лидером российского рынка по объему производства мороженого. Компания основана в 1993 году, включает в себя ОАО «Инмарко» (мощность 44 тыс. тонн в год), Фабрику мороженого «Инмарко» в Новосибирске (7,5 тыс. тонн в год), низкотемпературные склады в Омске (1,4 тыс. тонн) и Новосибирске (1,1 тыс. тонн). По итогам 2005 года объем продаж «Инмарко» составил около 42 тыс. тонн, выручка — $99,4 млн, чистая прибыль — $7,4 млн. Продажи ближайшего конкурента — «Талосто» — в 2005 году составили около 23 тыс. тонн мороженого.
Группа предприятий «РИКИ» — крупнейший мясопереработчик Алтайского края. Компания основана в 1997 году, производственная мощность — около 130 тонн в сутки. Доля рынка компании в Барнауле около 30%, в крае — 25%.
Как рассказал «КС» председатель совета директоров «Инмарко» Дмитрий Докин, его компания недавно заключила договор с «РИКИ», по которому мясопереработчик будет производить для «Инмарко» пельмени под одной из торговых марок компании. Вероятно, это будет брэнд «Есть идея», под которым «Инмарко» реализует замороженные овощи и ягоду из Польши (шампиньоны, брокколи, цветную и брюссельскую капусту, клубнику и так далее). В свою очередь «Инмарко» через собственные филиалы будет дистрибутировать продукцию в регионах Сибири. «Они хорошо умеют производить, мы — продавать», — подчеркивает Дмитрий Докин.
«Сейчас утверждаем дизайн, согласовывается рецептура. Пельмени будут во всех ценовых категориях — «эконом», «медиум» и «премиум«, — рассказывает директор компании «РИКИ-регион» Антон Ковалев. По его словам, работа по private lable выгодна переработчику, так как позволяет прогнозировать бюджет и более точно составлять годовой бизнес-план.
Стартовать проект должен в Барнауле, где в течение весны компания «РИКИ» намерена установить сеть киосков по продаже замороженных продуктов: мороженого «Инмарко» и пельменей собственного производства. Таким образом «Инмарко» выйдет на киосковый сегмент рынка мороженого Барнаула, где доминирует концерн «Русский холод» (основные мощности расположены в Барнауле — ОАО «Алтайхолод»). «Начнем с 30 киосков, так как их обслуживание требует ровно одну машину. Если иметь меньше киосков, машина будет простаивать, если больше — то повышаются расходы», — объясняет Докин. «Киоски будут установлены на остановках, и потребителям будет удобно, выйдя из общественного транспорта, купить на обед пельмени«, — продолжает Антон Ковалев. Стоимость создания сети оценивается примерно в 4,5 млн руб. (один киоск — около 150 тыс. руб.).
По словам директора «РИКИ-регион» Антона Ковалева, «РИКИ» сейчас ведет переговоры с новосибирским представительством федеральной сети «Пятерочка» по реализации проекта private lable. Планируется, что проект будет запущен уже в марте. «РИКИ» под брэндом «Пятерочки» будет производить 30 тонн колбас. «Каждый месяц производство будет увеличиваться на 3–4 тонны, и к концу года мы выйдем на объем 60 тонн», — комментирует Ковалев. Возможно, это будет тройственный бизнес-проект, к которому присоединится «Инмарко», которая выступит для ритейлера логистом. Как предположил Ковалев, возможно, работа по private lable впоследствии охватит потребности всей сети «Пятерочка».
Однако, несмотря на сотрудничество с алтайским производителем, установка киосков «Инмарко» в Барнауле находится под вопросом — после недавних заявлений губернатора Алтайского края Александра Карлина о необходимости поддержки и защиты интересов местных производителей перед экспансией игроков из других регионов (см. материал «Наступление на сети»). «Одними из значимых направлений экономической политики администрации края являются поддержка местных производителей и продвижение алтайских товаров на краевом и межрегиональном рынках, — заявил «КС« начальник управления по развитию предпринимательской и рыночной инфраструктуры администрации Алтайского края Вадим Кузнецов. — Однако региональный протекционизм в действиях администрации сегодня не прослеживается. В крае преобладают товары российского производства, в том числе соседних регионов. Активно развивается бизнес розничных и оптовых операторов, пришедших из других сибирских регионов».
По словам председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Алтайского крайсовета Юрия Шамкова, в условиях рынка административные ограничительные меры сомнительны. «В условиях рынка объективно выигрывает сильнейший, тот, кто может предложить наиболее конкурентные цену и качество. Думаю, запреты чиновников нелогичны», — подчеркнул депутат. На логику властей рассчитывает и «Инмарко». «Полагаю, мы все-таки найдем понимание со стороны барнаульских властей, тем более что половина наших усилий будет направлена на сбыт продукции местной переработки», — говорит Докин.
Однако у «Инмарко» могут быть и проблемы иного рода, кроме предполагаемых административных препонов. «По меньшей мере странно, что в одном киоске будут продаваться и мороженое, и пельмени. Это продукты несочетаемые, — говорит заместитель генерального директора барнаульского филиала концерна «Русский холод« Александр Керносов. — Я оцениваю этот проект как мертворожденный». «Русскому холоду» сейчас принадлежит в Барнауле около 150 киосков. По собственным оценкам, компания занимает 90% рынка города.
«Мороженое и продукты заморозки имеют совершенно разные покупательские мотивы. Если мороженое — это скорее импульсный продукт, то продукты заморозки — нечто запланированное. Человек обычно сознательно идет за пельменями в магазин. Мне кажется, у покупателей еще не сложилось восприятие киоска как места, где можно купить продукты заморозки», — говорит начальник отдела маркетинга ОАО «Новосибхолод» Дмитрий Суворов. При этом сеть в 30 киосков он считает крайне незначительной для Барнаула: «Но как пробный камень, чтобы просто войти в рынок, это хороший ход. Дальнейшее расширение осуществить будет проще». По мнению Суворова, пошатнуть позиции «Русского холода» будет очень сложно из-за хороших отношений местного производителя и администрации края.
А директор маркетинговой компании Preview Елена Бабина уверена, для успеха совместного проекта «Инмарко» и «РИКИ» «потребителю необязательно знать, что мороженое и пельмени выпускаются под брэндами одного производителя». Что касается работы «РИКИ» по private lable «Инмарко», госпожа Бабина охарактеризовала этот проект как нормальную практику, имеющую мировой характер: «Есть предприятия, которые в принципе не имеют собственных марок, а берут заказы от других компаний. Совершенно не обязательно, чтобы маркетинг и производство были в одних руках».