Эффективно организованная логистика – конкурентное преимущество розничной компании. Это ни у кого возражений не вызывает. А вот нужен ли ритейлеру распределительный центр, на этот счет мнения расходятся.
Екатерина Томах, директор департамента логистики корпорации Sela, уверена, что распределительный центр просто необходим, особенно для компании с разветвленной сетью магазинов. «Наличие в логистической структуре РЦ позволяет централизованно управлять логистикой, дает возможности для оптимизации цепочек поставок и системы планирования», — говорит Екатерина Томах.
Судя по всему, с директором по логистике Sela согласны во многих компаниях. Свидетельство тому – появление все новых и новых распределительных центров у сетевых ритейлеров. Причем для некоторых – это первые объекты такого рода. Например, в конце 2006– начале 2007 года распределительными центрами обзавелись компьютер-центр «Кей» и «Лента». Причем, «Лента» не собирается ограничиваться только одним РЦ. Компания наметила в 2007 году построить еще один в Новосибирске. Начала строительство первого собственного РЦ «Техносила» (до этого компания отдавала логистическую функцию на аутсорсинг) .
Однако не все считают, что РЦ – необходимая составляющая часть розничного бизнеса. Многие ритейлеры вполне успешно развиваются и конкурируют, не имея распределительного центра. Поставщики доставляют товар непосредственно в торговые точки этих сетей. Например, такие успешные участники рынка как «Арбат-престиж» и сеть гипермаркетов «О’Кей» работают без РЦ. Ольга Исаенкова, вице-президент по логистике сети электроники и бытовой техники «Техносила» считает, что строительство и содержание собственного РЦ для российских ритейлеров – вынужденная мера. На то, чтобы обзавестись качественными складскими площадями, толкает необходимость.
Опрос Retailer.RU показал, что в современных условиях ритейлеру приходится быть не просто продавцом, а еще и логистом, чтобы успешно конкурировать на рынке.
«Мы хотим продавать, а не заниматься логистикой. Чем меньше логистики в компании, тем лучше для компании, – говорит Ольга Исаенкова. – Многие западные розничные компании даже не задумываются об РЦ. Например, Media Markt во все мире работает без РЦ, так как все логистические операции, выполняет поставщик».
Однако до идеала пока далеко, а жизнь диктует свои правила. Российский ритейл требует качественных складских площадей. Эту потребность ощущают и девелоперы. По словам Максима Шакирова, директора департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International, только в Москве на конец 2006 г. предложение складских помещений классов А и В составило около 2 500 000 кв. м. «На 2007 г. девелоперами было заявлено строительство около 1,4 млн кв. м складских помещений классов А и В, – говорит он. – Несмотря на рост профессионализма девелоперов складских комплексов, а также на большую прозрачность рынка по сравнению с предыдущими годами, возможны проблемы с вводом объектов в эксплуатацию в срок. Таким образом, прогнозируется, что объем нового строительства реально составит около 1 млн кв. м».
Жизнь с РЦ и без него
Чтобы приблизиться к пониманию того, зачем и в каких случаях нужен распределительный центр, Retailer.RU решил собрать разные части «мозаики» мнений участников рынка в более или менее целую картину.
Вариант первый. Жизнь без РЦ
Может ли ритейлер успешно конкурировать, не имея РЦ? Может. Первый ответ лежит на поверхности. РЦ не нужен маленькой компании. Компания «Глобус», открывшая в 2006 году свой первый и пока единственный гипермаркет в Москве, только собирается строить распределительный центр, объясняя это небольшим количеством магазинов на территории России. Михаель Дайнис, руководитель отдела рекламы компании «Глобус», отмечает, что РЦ необходим, когда в сети работают порядка 20 магазинов. «Сейчас наличие РЦ нецелесообразно, так как все товары поставляют непосредственно на склад гипермаркета».
Но есть и гораздо более масштабные проекты, которые обходятся без РЦ. Например, компания «Лента», объединяющая 12 гипермаркетов, только в 2007 г. открыла свой первый логистический комплекс. Надо заметить, что магазины за пределами Петербурга – в Новосибирске и Астрахани – у «Ленты» появились только в 2006 г., А на 2007 год запланировано строительство торговых комплексов в восьми регионах. По словам Руслана Козака, директора по логистике компании «Лента», раньше запасы продукции пополнялись напрямую: от поставщиков – в магазины. Торговые комплексы, в зависимости от категории товара, формировали запросы на поставку. А сама поставка при этом осуществлялась непосредственно в торговый комплекс, где товары складировались и фасовались, если это было необходимо. Руслан Козак отмечает, что при такой схеме частота поставок могла достигать 7 раз в неделю. Особенно по продуктам с короткими сроками годности.
«Основным следствием такой высокой интенсивности потока является значительное время ожидания разгрузки. Это, к сожалению, стандартная проблема почти для всех ритейлеров российского рынка», – констатирует Руслан Козак.
Вариант второй. Жизнь с РЦ
Кому и почему распределительный центр обеспечивает конкурентные преимущества? Ответ на этот вопрос Retailer.RU получил от компаний «Техносила», Sela и «Лента».
Рассмотрим пример «Ленты», но уже после строительства распределительного центра. Руслан Козак подчеркивает, что при централизации поставок через РЦ партии товаров укрупняются. Это позволяет снизить расходы на организацию процесса приемки и транспортировки. Результат: сокращение товарных запасов в магазине, а соответственно — расходов на их обслуживание.
РЦ позволяет экономить время и деньги поставщика: если раньше ему приходилось поставлять товары в несколько торговых комплексов, то теперь он делает одну поставку в РЦ. Это позволяет экономить время, затрачиваемое на оформление документов, на саму поставку; сокращаются затраты на бензин, транспорт, на фонд оплаты труда людей.
Наличие дистрибуционного центра позволяет комплектовать поставки из нескольких магазинов, избегая появления в заказе неполных паллет. Таким образом, РЦ позволяет увеличить товарооборота, утверждает Руслан Козак.
В корпорации Sela подтвердили, что РЦ имеет большое значение для компании с разветвленной розничной сетью, ориентированной на массового потребителя. Другая иллюстрация такого примера – магазины «Магнит», которые раскиданы по всей территории России вокруг распределительных центров компании.
Ольга Исаенкова из «Техносилы» считает, что компании, торгующей на рынке электроники и бытовой техники, РЦ позволяет сократить расходы. «Если мы хотим конкурировать, а мы конкурируем, так как рынок электроники достаточно насыщен, чтобы держать ассортиментную линейку, которую мы заявляем, – без РЦ не обойтись. Дистрибьюторская сеть огромна, товар везут отовсюду. Есть HI-FI системы, которые стоят по $ 15 000. И конечно такой товар закупать поштучно не выгодно», — говорит Ольга Исаенкова.
Руслан Козак выделил основные факторы, определяющие необходимость строительства дистрибуционного центра. Во-первых, это количество крупных торговых комплексов, расположенных в регионе (больше восьми), а также их удаленность от основного региона производителей (Москва, Санкт-Петербург) более чем на 3 000 -4 000 км (4-5 суток доставки). Во-вторых, дефицит складской инфраструктуры в регионе, отсутствие возможности воспользоваться логистическими услугами сторонних организаций, низкая технологичность местных поставщиков, значительные недопоставки. Эти обстоятельства толкают компанию к налаживанию собственной логистической инфраструктуры. «Но, принимая решение о строительстве распределительного центра, конечно, надо учитывать и окупаемость инвестиций в строительство, — считает Козак.