ОАО «Нэфис Косметикс» планирует выпустить второй облигационный заем объемом 1,5 млрд руб. Такое решение на днях принял совет директоров компании. Как заявили RBC daily в «Нэфис Косметикс», заемныe средствa пойдут на погашение значительной банковской задолженности, образовавшейся в результате расширения мощностей. С помощью новых производств компания планирует значительно усилить свои позиции на рынке. По мнению аналитиков, действия компании говорят о подготовке к выходу на IPO. Но для этого казанскому производителю придется значительно нарастить обороты и потеснить на российском рынке бытовой химии крупных интернациональных производителей, что в ближайшей перспективе вряд ли возможно.
ОАО «Нэфис Косметикс» – производитель товаров бытовой химии и косметических средств с отечественным капиталом – владеет брендами Sorti, BiMax, AOS и др. Создана на базе Казанского химического комбината имени М. Вахитова. С мая 2003 г. в группу «Нэфис Косметикс» вошло ОАО «Казанский жировой комбинат», доля которого впоследствии была выкуплена у ОАО «Нэфис Косметикс» менеджментом компании. По собственной информации «Нэфис Косметикс», сейчас она занимает второе место на рынке средств для мытья посуды (35%) и третье – в производстве стиральных порошков (8,9%) после Procter & Gamble (марки Tide, «Миф», Ariel) и Henkel («Пемос», «Дени», «Лоск»). Около 80% продукции предприятия реализуется на внутреннем рынке. Оборот «Нэфис Косметикс» без учета Казанского жирового комбината в 2004 г. составил 2,5 млрд руб., в 2005 г. – порядка 3 млрд руб. (без НДС).
Вторую серию облигаций объемом 1,5 млрд руб. ОАО «Нэфис Косметикс» выпустит к началу лета, такое решение было принято на днях на совете директоров компании. Неконвертируемые документарные процентные облигации на предъявителя планируется разместить по открытой подписке. Количество размещаемых трехлетних ценных бумаг – 1,5 млн номинальной стоимостью 1 тыс. руб. По данным источника RBC daily, организатором, как и в случае с первым облигационным займом «Нэфис Косметикс», станет Банк ЗЕНИТ. Пресс-секретарь ОАО «Нэфис Косметикс» Алексей Брусницын рассказал RBC daily, что целью нового облигационного займа является реструктуризация задолженности. «Это техническая реструктуризация краткосрочных кредитов, которые мы с помощью облигационного займа переводим в долгосрочные», – пояснил он. По данным аналитика «Антанты Капитал» Юлии Кнунянц, долги компании на 2005 год составили 50 млн долл., из них 30 млн долл. – краткосрочные кредиты, на реструктуризацию которых и направлен облигационный выпуск.
Начальник отдела анализа рынков долговых инструментов Банка ЗЕНИТ Яков Яковлев оценивает перспективы нового займа «Нэфис Косметикс» вполне оптимистично, опираясь на итоги прошлого выпуска: «На рынке облигаций компания заняла прочные позиции среди выпусков второго эшелона. На данный момент первый выпуск облигаций «Нэфиса» торгуется с доходностью 9,65%, на аналогичном уровне торгуются предприятия пищевой отрасли – такие, как «Балтимор». По предыдущему облигационному займу эмитент успешно прошел оферту». Однако успех размещения будет зависеть и от реализации инвестпроектов компании, под которые размещался первый выпуск облигаций.
Первый облигационный заем объемом 1,5 млрд руб. «Нэфис Косметикс» разместила в 2005 г., когда было начато строительство маслоэкстракционного завода на базе Казанского жирового комбината. Стоимость проекта составила 46,7 млн евро. В его реализации участвует Инвестиционный венчурный фонд Татарстана, но большая часть средств была привлечена посредством первого облигационного займа «Нэфис Косметикс». Сейчас реализуется еще один крупный проект стоимостью 30 млн евро – строительство завода синтетических моющих средств. Кроме того, компания активно модернизирует и расширяет уже существующее производство жидких моющих средств. Как уточняет Юлия Кнунянц, собственно на модернизацию производства компания планировала потратить 100 млн евро.
Как считает Юлия Кнунянц, активность «Нэфис Косметикс» говорит о том, что следующим шагом эмитента станет выход на рынок акций. «Думаю, что в ближайшее время ОАО «Нэфис Косметикс» выйдет на IPO, – уверена она. – В последнее время они сделали многое в этом направлении. В 2004 г. компания увеличила размер капитала в 18 раз, распределив дополнительную эмиссию среди акционеров по низкой цене». По мнению г-жи Кнунянц, «Нэфис Косметикс», вероятнее всего, планирует первичное размещение и сейчас старается снизить долговое краткосрочное бремя, а также «накачать» показатели перед IPO. Однако, по ее словам, компания с оборотом в 100 млн долл. для инвесторов маловата, поэтому для выхода на открытые рынки необходимо увеличение оборота и усиление рыночных позиций.
Но участники рынка сомневаются, что у «Нэфис Косметикс» это получится. Менеджер по внешним связям Procter & Gamble в России Константин Дубинин считает, что пока у отечественных производителей бытовой химии не очень ясные перспективы по завоеванию рынка. «Большую долю рынка, значительно превосходящую долю отечественных компаний, в России занимают западные производители, – говорит он. – По скромным оценкам, в сегменте товаров бытовой химии им принадлежит три четверти рынка. И такое положение вещей будет сохраняться еще долгое время. Например, объемы продаж нашей компании ежегодно растут на 30%, что существенно опережает рост рынка, который растет на 10-15%». По словам Константина Дубинина, у «Нэфис Косметикс» есть шанс укрепить позиции лишь в нижнем ценовом сегменте, тогда как эксперты наблюдают рост потребительского спроса в среднеценовом сегменте.