По данным NielsenIQ, в 2023 году продажи алкоголя впервые за 7 лет уступили лидерство продовольственным товарам в темпах роста.
Если в предыдущие годы алкоголь значительно опережал другие индустрии, то в 2023 году продажи продуктов питания показали рост в 3,8%, тогда как алкоголь — 3,3%.
В последний раз схожая картина была в 2016 году в период восстановления после кризиса 2014–2015 годов. Тогда динамика продаж продовольственных товаров восстанавливалась быстрее алкоголя (-0,1% по сравнению с -0,3%).
«Последние несколько лет алкогольная индустрия оставалась самой быстрорастущей на рынке FMCG, а в некоторые годы рост спроса на алкогольные категории происходил даже на фоне замедления всех остальных товарных групп. Но в 2023 году алкоголь уступил первенство», — подтвердила Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами NielsenIQ.
По ее словам, смена тренда произошла за счет двух основных факторов. Первый — продовольственный рынок переживает более активное восстановление, чем любая другая индустрия FMCG: на протяжении почти всего 2023 года он рос за счет реального спроса на фоне низкой инфляции, его ассортимент расширился после сужения в 2022, а покупатели более уверенно тратили средства, пробовали новинки или, например, премиальные товары в широком списке категорий.
В то же время на рынке замедлился рост натуральных продаж крупнейших алкогольных категорий — пива и водки (совокупно занимают более 90% продаж алкоголя в натуральном выражении). За январь—сентябрь 2023 года объемы продаж этих категорий снизились до 0,5% и -1% соответственно, хотя годом ранее их динамика составляла 0,8% и 3,1%.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.