Раз в месяц специалисты российской консалтинговой компании Pynes Group опрашивают представителей почти 100 российских и международных компаний (от Avon и BP до «Форд мотор» и «Эриксон») в рамках мониторинга антикризисных мероприятий в области HR. В феврале, по их мнению, на довольно мрачном фоне появились первые светлые пятна.

Опрошенные компании сообщили о сокращении бюджетов на персонал (более 50% опрошенных), сокращении льгот (48% работодателей таким образом уменьшают расходы), уменьшении численности и даже сокращении зарплат сотрудников (таких около 10%). Но больше половины участников мониторинга сказали, что ведут активный наем по некоторым позициям. Открытые вакансии есть у 78% опрошенных работодателей.

Но эксперты и участники рынка не спешат обнадеживать. Позитивной динамики пока не видно, говорит Юрий Вировец, президент группы компаний Headhunter. Число вакансий падало в ноябре и декабре, в начале года стабилизировалось. Сейчас нет ни отчетливого позитивного, ни негативного тренда, говорит он. В январе 2009 г. доходы от публикации вакансий hh.ru снизились на четверть (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Количество же вакансий уменьшилось по крайней мере вдвое. Сильнее всего (вдвое) снизились поступления со стороны кадровых агентств. А прямым работодателям hh.ru предлагает публиковать вакансии бесплатно. Эффект от этого Вировец считает положительным — на сайте по-прежнему много вакансий. Если бы их было мало, никакого интереса для посетителей сайт бы не представлял, говорит он. Компании начинают найм новых сотрудников, когда у них есть планы развития, сейчас же многие вынуждены работать не только без планов, но и без бюджетов. Большинство вакансий, которые есть сейчас, — замена естественной убыли, признает Вировец.

Цели неясны

Если верить исследователям, цели в области управления персонала, которые ставят перед собой опрошенные компании, ясными не назовешь (см. таблицу 1). Дирекции по персоналу принимают решения в рамках стратегии, которую определяют не они, говорит Федор Шеберстов, управляющий партнер Pynes Group.

Работодатели находятся в замешательстве, вторит Тахир Базаров, профессор ГУ-ВШЭ. У специалистов по персоналу нет возможности не только реализовывать, но даже строить планы. Приходится лукавить: в качестве цели предъявляется не результат, а процесс. Так проще отчитываться: «Оптимизировали?» — «Конечно!» На самом деле единственная цель, которую должна ставить перед собой любая компания, проста: определить, в каком виде организация выйдет из кризиса (какими видами деятельности будет заниматься, какими ресурсами оперировать). Вместо этого компании пытаются все оставить как прежде. Еще несколько месяцев в таком режиме прожить можно, только потом потребуются гораздо более болезненные реформы, подчеркивает Базаров.

Жизненно важные

В компании «Вымпелком» активно заполняются лишь жизненно необходимые для бизнеса вакансии, говорит Ольга Дайновская, директор по работе с персоналом. Например, службы поддержки клиентов в «Вымпелкоме» должны работать 24 часа в сутки. Если из них уходят сотрудники, им как можно быстрее стремятся найти замену. В большинстве же случаев руководителю нужно обосновать целесообразность заполнения образовавшейся вакансии, поясняет Дайновская. Категорических запретов на наем или повышение вознаграждений в компании не было, но и повышения зарплат вслед за изменениями валютного курса в «Вымпелкоме» не планируется, говорит она. В самом большом по численности юрлице — ОАО «Вымпелком» — число сотрудников за год изменилось незначительно, рассказала Дайновская. В январе 2008 г. в компании работало 14 500 человек, в январе 2009 г. — 14 700. По данным последнего исследования, проведенного в «Вымпелкоме», за 2008 г. доля сотрудников, намеренных остаться в компании, даже если им предложат более выгодные условия трудоустройства, немного возросла.

Крупный системный интегратор IBS данных по динамике общей численности сотрудников и открытых вакансий не разглашает. Но в самом большом подразделении — департаменте корпоративных систем управления — позитивная динамика действительно наблюдается, рассказали в компании. Если в августе 2008 г. в подразделении было 488 штатных консультантов и 69 вакансий, к декабрю и число сотрудников, и число вакансий заметно сократилось (до 462 и 19 соответственно). Но уже в феврале дела пошли на поправку: количество открытых вакансий увеличилось до 41. Личный состав за месяц уменьшился на одного человека.

Удар по рекрутерам

Если верить мониторингу Pyndex, по бизнесу рекрутинговых компаний нанесен болезненный удар. Подавляющее большинство работодателей значительно сократили расходы на рекрутмент (см. таблицу 2).

Доходы рекрутинговых компаний упали процентов на 80, говорит Игорь Климов, гендиректор рекрутинговой компании Acuris. Успехом он будет считать, если по итогам I квартала его компании удастся выйти в ноль. Ранее рентабельность рекрутингового бизнеса доходила до 50%. Единственный позитивный момент в том, что не все рекрутеры переживут кризис. Случайных людей в профессии станет меньше, надеется Климов.

Шеберстов в целом по отрасли улучшений пока не видит. В области еxecutive search выручка упала по крайней мере на треть, в области подбора менеджеров среднего звена — вдвое. В феврале число заказов возросло процентов на 20 по сравнению с январем, говорит он. Но финансовые итоги февраля пока не подведены.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments