В Москве открылся первый магазин розничной сети «Е.Д.А». Его главная идея – покупки рядом с домом. Основной акцент сделан на молочную продукцию, хлеб, овощи и фрукты. Всего в Москве планируется открыть 500 таких магазинов.
«Домашний холодильник» – такова по версии авторов проекта концепция магазинов «Е.Д.А». «Ввиду ограниченного пространства в большинстве современных квартир возможность сделать необходимую покупку в непосредственной близости от дома становится особенно актуальной», – говорит идеолог и руководящий менеджер проекта Анастасия Вавилова, создавшая в свое время с нуля аптечную сеть «36,6». По ее словам, социологи недавно посчитали, что житель мегаполиса за всю жизнь тратит более двух лет на покупку продуктов. «Основная задача – сократить время покупки до 3-5 минут», – говорит Вавилова.
Изначально предполагалось, что новая сеть будет работать в формате drug-store (супермаркет, торгующий лекарствами, средствами гигиены, косметикой, пищевыми добавками, бакалеей). Но в итоге концепция поменялась: вместо drug-store сеть будет чисто продуктовой.
Магазины площадью 90-100 кв. м будут расположены в местах активного пешеходного трафика. Ассортимент включает 3000 наименований продуктов питания и более 1000 сопутствующих товаров. Особый акцент делается на свежие скоропортящиеся продукты – овощи, фрукты, хлеб и молочные продукты. Покупатели смогут всегда найти в магазинах свежую выпечку, а дополнительным бонусом станут рецепты и рекомендации по выбору и использованию продуктов.
Идея создания сети продуктовых магазинов «Е.Д.А» появилась в начале 2005 года. Тогда же было подписано соглашение о проекте с экс-командой аптечной сети «36,6». Разработкой бренда и торгового стиля занималось британское агентство Fitch. В сентябре 2005-го состоялось открытие четырех пилотных магазинов, которые работали без торговой марки и показали высокую рентабельность. Вслед за первым магазином под торговой маркой «Е.Д.А.», который недавно открылся в Москве в районе станции метро «Бауманская», будет открыто еще 200 магазинов, к 2010 году – 400, а к 2012 – 500 магазинов. В дальнейших планах компании – создание региональной розничной сети.
Система расположения продуктов в помещении магазинов разработана компанией McKinsey на основе западных технологий. Средний чек составит 5-6 долларов. Потенциальные покупатели – это прежде всего женщины, которые любят ходить за продуктами и осуществляют большую часть покупок для семьи. Еще одна потенциальная категория – это так называемые «молодые экспериментаторы»: люди моложе и обеспеченнее среднего потребителя, которые любят экспериментировать с новыми магазинами и продуктами и редко занимаются семейным шопингом, а также «экономные консерваторы», к которым, как правило, относятся пенсионеры. Именно на них ориентируются менеджеры сети, которые будут отвечать за подбор ассортимента.
На Западе сейчас настоящий бум магазинов малого формата – так называемых next corner shops. В дополнение к уже существующим крупнейшим компаниям (таким, как Seven–Eleven), в этот формат приходят и сети крупных супермаркетов, например Tesco Express в Англии. «Е.Д.А», судя по всему, должна занять эту же нишу. «Наши магазины должны сделать даже не самые благополучные районы города более обжитыми и удобными для жизни», – говорят авторы проекта.