Европейские компании снижают инвестиции в Россию, следует из совместного опроса Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и компании "ГфК-Русь". Большинство из них не верят, что в ближайшие два года у российской экономики есть перспективы, но на большем промежутке времени прогноз меняется.
Опрос проводился в марте—апреле 2014 года, уже после начала крымской кампании. Большинство опрошенных, а всего в исследовании участвовало 98 компаний — представители организаций из Германии, Франции и Финляндии. Все они имеют бизнес в России, но только у четверти есть собственные производства. Оборот большинства превышал 100 млн евро в прошлом году.
В основном европейцы неплохо чувствуют себя в России: 72% респондентов ответили, что ожидают роста оборотов, 52% — роста прибыли. Правда, год назад оптимистов было еще больше — 89 и 72% соответственно. Несмотря на замедление темпов роста ВВП, увеличилась доля тех, кто ожидает выхода на уровень безубыточности в максимально короткие сроки — один—три года. Таких 56% против 44% годом ранее.
Перспективы иностранцы рисуют в минорных тонах. Менее четверти ожидают роста инвестиций в своей отрасли в ближайшие два-три года. Большинство либо сохранит их на уровне прошлого года, либо будет вынуждено их сокращать. В целом по России этот прогноз еще хуже. 40% опрошенных за три года говорят, что инвестиции будут только сокращаться. Для сравнения: в прошлом году таких было всего 12%, в позапрошлом — 9%.
На ключевой вопрос исследования об экономических перспективах России на ближайшие годы европейцы отвечали, что они будут ухудшаться в ближайшие два года. Так ответил 61% опрошенных, но уже на горизонте 3—5 лет скептиков 21%, оптимистов — 42%. В долгосрочной перспективе 6—10 лет тех, кто считает, что позиции России будут укрепляться, уже 69%, причем эта цифра растет по сравнению с прошлым годом.
"Можно предположить, что значительное снижение по ряду показателей вызвано усложнением политической и экономической ситуации, а также событиями на Украине. 45% компаний отметили, что кризис на Украине отрицательно отразился на деятельности компании в России", — говорится в исследовании АЕБ.
Кризис на Украине — проблема всего бизнеса, соглашается президент Американской торговой палаты в России Алекс Родзянко. "Он негативно влияет через санкции и через общее настроение. Например, импорт товаров из США, который требует экспортного лицензирования с американской стороны, либо уже прекращен, либо скоро будет прекращен, потому что новые лицензии не выдаются, а старые не возобновляются", — отмечает он. К таким товарам относятся, например, некоторые авиационные технологии и электроника, используемая для оборонки.
Украинский кризис и нынешние ограниченные санкции, похоже, уже оказали влияние на туризм, торговые и финансовые операции малого и среднего бизнеса, говорит экономист Oxford Analytica Ванесса Росси. По ее словам, многие компании, в том числе крупные, опасаются, что могут стать как объектом санкций, так и объектом критики, что особенно неприятно в условиях нестабильной экономической ситуации. Это породило тенденцию снижения инвестиционного сотрудничества с Россией. Она гораздо явственнее, чем тенденция по сворачиванию внешней торговли.
"Судя по прошедшему в конце апреля заседанию Консультативного совета по иностранным инвестициям в Татарстане, те, кто уже работает в России, не собираются уходить и строят планы на будущее. Иначе на этом мероприятии они бы не вели с правительством бурную дискуссию о том, что нужно изменить в российском законодательстве и госрегулировании, чтобы улучшить инвестиционный климат", — парирует представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует инвестиционную политику в правительстве).