В то время как глобальный индекс потребительского доверия демонстрирует устойчивый рост, в России этот показатель нестабилен. Экономика и сохранение работы остаются главными источниками для беспокойства потребителей, и большинство из них по-прежнему осторожны в своих расходах. При этом, как показывают исследования Nielsen, у значительной части россиян истощились запасы «на черный день»: каждый второй, у кого имелись накопления до кризиса, был вынужден полностью или частично израсходовать свои сбережения. Учитывая настроения потребителей, к докризисным объемам и привычкам потребления россияне возвратятся еще не скоро, считают исследователи.

По данным недавнего онлайн исследования, в ходе которого были опрошены интернет-пользователи в более 54 странах мира, в октябре индекс потребительского доверия в России достиг отметки 85 пунктов, что на один пункт меньше, чем в среднем по миру (86 пунктов).

При этом, индекс потребительского доверия в России хотя и показал рост в 4 пункта по сравнению с показателями первого квартала 2009 г. (когда индекс достиг самого низкого уровня), в сравнении с данными на сентябрь 2009 г. индекс потерял три пункта. 

Индекс потребительского доверия, важный показатель настроений потребителей и их покупательской активности, рассчитывается Nielsen регулярно на основе таких индикаторов, как оценка потребителями своих перспектив на рынке труда и состояния собственных финансов,  а также готовность тратить. 

 Индекс потребительского доверия Nielsen. 2005-2009.


Источник: Nielsen’s Global Online Consumer Survey 2005-2009

«Похоже, что начавшийся деловой сезон не оправдал ожиданий потребителей: 76% участников онлайн исследования Nielsen в России в октябре считали свои перспективы на рынке труда плохими или не очень хорошими. Еще в сентябре таковых было 67%», — рассказал Дуайт Уотсон, генеральной директор “Nielsen Россия”. 

  89% участников исследования Nielsen в России считают, страна находится в рецессии, а  для 24% опрошенных  состояние национальной экономики по-прежнему является главным источником беспокойства для потребителей. 

При этом, если экономика занимает первую строчку в списке главных источников беспокойства для россиян на протяжении всего последнего года, то благополучие и образование детей вошло в этот список впервые за последние несколько лет, разделив второе место с таким пунктом, как сохранение работы. 13% опрошенных в октябре 2009 г. сообщили, что больше всего беспокоятся по поводу благополучия детей.

В то же время, как показало исследование Nielsen, по сравнению с сентябрем 2009 г., не произошло ухудшения таких важных показателей как оценка потребителями состояния собственных финансов и готовность тратить. В октябре 51% сообщили, что считают состояние собственных финансов на ближайшие полгода хорошими и отличными. Каждый третий (33%) считает ближайшее время удачным временем для покупки товаров.

Онлайн-исследование Nielsen выявило незначительный рост количества респондентов, которые демонстрируют готовность тратить на основные статьи потребительских расходов, такие как покупка одежды, техника и электроника, развлечения вне дома, ремонт и обустройство дома и др. Однако, в целом эти показатели в России пока еще далеки от своего докризисного уровня, а список самых популярных способов реализации свободных средств изменился  незначительно.

Покупка одежды находятся на первом месте в списке популярных статей расходов среди российских потребителей: 59% опрошенных сообщили, что планируют таким образом применить деньги, оставшиеся после оплаты основных расходов на проживание. На третьем месте — ремонт и обустройство дома, что актуально для 49% опрошенных.  51% респондентов сообщили, что планируют откладывать деньги. При этом по этой позиции произошел самый значительный прирост аудитории. Доля тех, кто выбрал этот способ применения свободных средств, выросла сразу на семь процентных пунктов по сравнению с июнем 2009 г. когда 44% опрошенных говорили, что планируют делать сбережения.

«Учитывая настроения российских потребителей и их новые приоритеты в расходовании свободных средств, вероятно, что устойчивое восстановление потребительского рынка в России  может начаться позже, чем в других странах, где уже наблюдается заметный рост оптимистических настроений потребителей и последовавшее вслед за этим оживление рынков», — говорит Дуайт Уотсон.

По данным компании, одной из возможных причин, по которой все больше россиян планируют делать сбережения, является активная политика банков по привлечению частных вкладов, а также необходимость копить средства, чтобы делать крупные покупки – как до бума потребительского кредитования. Возможно, потребители хотят иметь «подушку безопасности» на случай ухушения материального положения, считают исследователи Nielsen.

Результаты еще одного проекта Nielsen «Russians Through Crisis» показывают, что более половины  россиян, у которых имелись до кризиза накопления, были вынуждены   воспользоваться своими сбережениями, чтобы прожить этот непростой год.

При этом 15% имевших накопления полностью потратили их,  36% —  потратили частично.    Порядка 60%  домохозяйств с доходом менее 20 000 руб. на человека в семье, сообщили, что им пришлось частично или полностью потратить сбережения. В группе с доходом более 20 000 руб. на человека таковых оказалось 41%.  

17% опрошенных российских онлайн пользователей сообщили, что у них как не было сбережений до кризиса,  так и нет сейчас. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments