Правительство нашло способ снизить цены на продукты питания – Минэкономики предложило запретить магазинам и торговым сетям брать с поставщиков плату за лучшее размещение их товаров на полках. Участники рынка уверяют, что не требуют дополнительных платежей за продвижение социально значимых продуктов питания, ведь для них более важны объемы продаж. А предприниматели не считают, что их права будут защищены, так как остается возможность для неофициальных взаимоотношений.
Розничные торговые сети не смогут включать в договоры с поставщиками продуктов питания, цена которых регулируется или фиксируется государством, дополнительные услуги по размещению товаров, а также услуги рекламного и маркетингового характера. Такой запрет планируется ввести проектом закона о внесении изменений в Хозяйственный кодекс, законы "О ценах и ценообразовании" и "О предпринимательстве", обнародованным на сайте Министерства экономики. Документ обязывает магазины и поставщиков использовать лишь утвержденную правительством форму договора, что позволит избежать включения в себестоимость продукции лишних затрат. Навязывание дополнительных услуг в Минэкономики объясняют низкой конкуренцией на рынке: уровень обеспеченности торговыми площадями в Украине составляет 154,4 кв. м на 1000 граждан, что ниже показателей Евросоюза (650 кв. м) и США (1200 кв. м).
В перечень продуктов питания, подлежащих государственному ценовому регулированию, входят мука, крупы, говядина, свинина, мясо птицы, колбасы вареные, молоко, творог, сметана, сливочное масло, яйца, сахар, подсолнечное масло.
Навязывание производителям платы за дополнительные услуги будет считаться правонарушением и, согласно закону "О защите от недобросовестной конкуренции", наказываться штрафом в размере до 5% от дохода магазина за предыдущий отчетный год. Все эти ограничения будут касаться и небольших торговых точек, принадлежащих предпринимателям-физлицам.
Представители продуктовых розничных сетей отмечают, что новые правила работы значительно не повлияют на цену продуктов. "Как правило, поставщики товара, цена на который регулируется государством, не платят дополнительных отчислений сетям",– говорит гендиректор сети "Край" Виталий Коба. По его словам, редкими исключениями становятся производители круп. С ним согласен директор по закупкам сети "Фуршет" Андрей Заболотный: "Мы не берем деньги за дополнительные услуги с поставщиков и производителей социально значимых товаров. Наличие в продаже социально значимой группы товара формирует у покупателя лояльность этому магазину".
Производители признают, что в сетях нет равных возможностей для всех поставщиков. "При продаже социальных продуктов торговые сети интересует не наценка, а объемы продаж, от них и зависит размещение товаров. Чем лучше ты продаешься, тем на лучшее место тебя ставят",– говорит директор по маркетингу компании "Юнимилк-Украина" Максим Кучко. "Такая практика может использоваться лишь в том случае, если обязать сети раскладывать товары ‘зеброй’ – вертикально. Но обычно товары раскладываются ‘линейкой’ – горизонтально. А это значит, что есть полки, расположенные у ног покупателя, а есть находящиеся на уровне глаз. Любой производитель хочет, чтобы его товар размещался на лучших полках, поэтому продвижение товаров останется, пусть и неофициально",– отмечает заместитель генерального директора мясокомбината "Идекс" Юрий Дудко.
Подписаться
0 Комментарий