В 2009 г. почти половина товаров и услуг потребительской корзины, по которой Росстат измеряет инфляцию, дорожали быстрее, чем годом ранее. Исторический минимум роста цен — 8,8% — достигнут благодаря распродажам: без них инфляция составила бы 10,5%.
Медленнее всего в прошлом году дорожало продовольствие: цены на продукты в целом выросли за год на 6,1% — в 2,7 раза меньше, чем годом ранее. Из 11 наименований продовольственных товаров, приведенных в сводке Росстата, быстрее, чем в 2008 г., цены росли только на сахар-песок (на 42,7% против 7%). Вес продуктов и алкоголя в структуре потребительских расходов 2009 г., которую Росстат использует для расчета индекса цен, — 37,7%. Таким образом, почти 40% усредненной потребительской корзины россиянина дорожало медленнее, чем в 2008 г.
Иная картина — в группе непродовольственных товаров: рост цен ускорился в 1,2 раза (9,7% против 8%). Из 11 наименований товаров этой группы медленнее, чем в 2008 г., дорожали только два: стройматериалы, а также моющие и чистящие средства. Вес непродовольственных товаров — 37,37%.
Доля услуг в структуре индекса цен — 24,93%, в том числе жилищно-коммунальных — 7,89%. Услуги ЖКХ дорожали быстрее в 1,2 раза, а почти все остальные — медленнее, и в целом рост цен на все виды услуг составил 11,6%, или в 1,4 раза меньше, чем в 2008 г. (15,9%).
По методике Росстата веса для расчета индекса потребительских цен формируются по данным о потреблении за три квартала прошлого года и за IV квартал позапрошлого, т. е. для 2009 г. это период с октября 2007 г. по сентябрь 2008 г. Получается, индекс потребительских цен не отразил изменение структуры потребления в кризис, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Кризисное смещение потребления могло быть действительно не отражено, но вряд ли его структура сильно поменялась, рассуждает директор Института информационного развития ГУ-ВШЭ Владимир Бессонов: «Вопросов, как правильно измерить динамику цен, много, веса — одна из проблем, они основаны на структуре потребительских расходов, из чего не следует, что они равны элементам этих расходов». Количество потребляемых товаров и услуг — порядка 1 млн, измерять все невозможно, соглашается Игорь Поляков из ЦМАКП, поэтому для расчета индекса берутся основные массовые, общеупотребляемые и доступные по всей стране товары. Вот почему инфляция для бедных всегда выше, чем для богатых: массовые товары дорожают быстрее. Общий индекс цен отражает их рост примерно для 3-4-й социальной группы из 10 (1-я — самые бедные), т. е. для населения чуть ниже среднего уровня доходов, говорит Поляков. Корзины и их удорожание различаются и по регионам: например, инфляция по потребительской корзине взрослого работающего москвича уже к октябрю составила 10%, отмечает он, тогда как по усредненной среднероссийской корзине — 8%.
Феномен 2009 г. — распродажи товаров, давшие эффект дефляции, их удельный вес на потребительском рынке — 24%, в стандартном индексе потребительских цен — 9%, говорит директор НИИ статистики Василий Симчера: без учета распродаж индекс цен составил бы 10,5%, а общий рост цен в экономике по всем группам товаров, услуг и капитала — еще больше. Индекс отразил не изменение цен, а изменение конъюнктуры: для пенсионеров, не участвовавших в распродажах автомобилей, техники или одежды, инфляция могла составить все 20%. В 2010 г. фактор распродаж может оказаться уже не столь значимым и для общего индекса, говорит Симчера: распродавать нечего, а цены на товары, изготовленные в 2009 г., не снижались. В России инфляция на три четверти определяется неденежными факторами, отражая удорожание издержек, считает Симчера: ее фундаментальная причина — в неэффективности экономики.
Портрет потребителя
В 2009 г. среднестатистический россиянин тратил примерно 13 000 руб. в месяц. В соответствии со структурой расходов, используемой для расчета индекса цен, 1026 руб. шло на оплату услуг ЖКХ, 440 руб. – на транспорт, 722 руб. – на одежду и белье, 760 руб. – на алкоголь, 96 руб. – на мыло и стиральный порошок, 58,5 руб. – на газеты, книги и учебники, 45,5 руб. – на театр, кино, музеи и выставки.