Нелегальный оборот алкоголя в интернете увеличился за год почти на четверть, сообщает РБК со ссылкой на данные Group-IB.
Объём рынка официально запрещённой в России онлайн-торговли алкоголем вырос в 2018 году на 23% до почти 2,1 млрд руб. Group-IB использовала данные о числе посетителей интернет-магазинов и их конверсии. В частности, там отметили, что средняя суточная посещаемость сайта с алкоголем составляет 190 человек в сутки, конверсия — 0,7%, а средний чек — 1100 руб.
По данным поисковых запросов компания определила, что спрос на покупку алкоголя в интернете вырос за год на 35%, а на покупку с доставкой — на 30%.
В Group-IB объяснили, что продавцы алкоголя активно используют «зеркала» сайтов для обхода блокировок. Пики регистрации «алкогольных» доменов приходились на предпраздничные месяцы: перед майскими праздниками, во время чемпионата мира по футболу и в декабре.
Исследователи отметили, что производителям контрафактного алкоголя в интернете доступна покупка «алкогольных конструкторов» — наборов из бутылки, этикетки, пробки и фирменной коробки. Один такой набор стоит около 38,5 руб. Таким образом, подсчитали в Group-IB, производство одной поддельной бутылки виски объёмом 0,5 л вместе со спиртом и эссенцией стоит 74 руб.
Количество сайтов, торгующих алкоголем, выросло за год примерно на треть — с 3 тыс. в 2017 году до 4 тыс. в 2018 году. Ещё в российском интернете работают около 3 тыс. связанных с ними web-ресурсов. В компании отметили, что самая большая обнаруженная сеть «зеркал» состояла из 86 доменов.
«Хотя блокировки со стороны регулятора, безусловно, имели позитивный эффект: часть крупных нелегальных алкосетей были закрыты, администраторы запрещенных ресурсов начали активно бороться с блокировками не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и с помощью различных лазеек в законе», — рассказал руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.
По его словам, в России широко используются схемы продажи сувениров, в «подарок» к которым привозят спиртное. «Также в ходу более сложные схемы — ресурсы закрытого типа с использованием QR-кодов для перехода на скрытые сайты, не индексирующиеся поисковыми системами и, следовательно, недоступные для автоматической блокировки», — добавил он.
Торговля алкоголем в интернете запрещена в России с 2007 года. Законопроект, разрешающий такую торговлю, внесли в правительство в августе 2018 года. При этом в ноябре стало известно, что документ раскритиковало Государственно-правовое управление президента (ГПУ). Там заявили, что принятие закона расширит рынок сбыта алкоголя, что противоречит политике по снижению потребления спиртного в стране. Кроме того, там указали, что в законопроекте не устранены разногласия с другими ведомствами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.