Около 43% россиян за прошедший год сталкивались с нарушениями прав потребителя. И чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители замечают нарушения: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей Петербурга и Москвы — 52%. 

На регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян. По подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев. 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза.

Респонденты, которые в минувшем году сталкивались с нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%).  Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался  с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%).

Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно. 

Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8–9%).  Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо–Западного и Южного округов (17 и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).

Более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо–Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).

Чем выше уровень образованности россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности. Если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об этом заявил лишь каждый четвертый (25%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 6–7 марта 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments