Стоимость экспорта шотландского виски в Россию упала в 2014 году на 95%, с £25 млн до £2 млн. Это связано с конфликтной ситуацией вокруг Украины, пишет The Guardian со ссылкой на объединение производителей напитка.
По итогам 2014 года Россия выбыла из 20 главных экспортных рынков шотландского виски, пишет The Guardian. Двадцатку теперь замыкает Эстония с объемом экспорта в £49 млн, что, по данным Ассоциации производителей шотландского виски, на 8% меньше предыдущего года.
Поставки скотча на Украину также упали на 20%, до £3 млн. По данным ассоциации, которые приводит Herald Scotland, украинский конфликт отразился и на экспорте в Германию, которая является шестым по объему рынком и импортировала в 2014 году скотч на £141 млн, что на 18% меньше уровня 2013 года.
В целом по сравнению с 2013 годом экспорт шотландского виски сократился на 7,4% до £3,94 млрд, что является максимальным снижением за 16 лет. Спад фиксируется уже второй год подряд после продолжительного роста, начавшегося в 2014 году, пишет Financial Times.
По словам главы ассоциации Дэвида Фроста, причиной спада стали "экономические и политические факторы" за рубежом. Крупнейшим экспортным рынком для скотча в денежном выражении являются США. Поставки туда сократились в прошлом году на 9%, до £750 млн.
По мнению аналитика Спироса Маландракиса из компании Euromonitor, проблемы экспортеров шотландского виски в США связаны с тем, что отрасль "слишком долго почивала на лаврах" и не разработала новые маркетинговые подходы, чтобы завоевать молодую потребительскую аудиторию. Дополнительным фактором стало возрождение бурбона, американской разновидности виски, которая снова начала набирать популярность.
Третьим по объему рынком скотча является Сингапур, импортировавший в прошлом году виски на £201 млн, что на 39% меньше, чем в 2013 году. Маландракис полагает, что это вызвано антикоррупционной борьбой в Китае, где был введен запрет на дорогие подарки чиновникам, что в том числе подорвало спрос на элитный алкоголь. При этом прямой экспорт в Китай снизился на 23%, до £39 млн.
В континентальной Европе продажи также были разочаровывающими. Пятый по объему рынок — испанский — снизил потребление на 8%, до £166 млн, не считая спада в Германии. Единственными положительными трендами стали увеличение экспорта во Францию (второй по объему рынок скотча) на 2%, до £445 млн, и в Индию — на 29%, до £89 млн.
Потребление виски в Великобритании также сокращается, что связано с общей тенденцией к снижению потребления крепкого алкоголя в этой стране. За год, с февраля 2013 года по февраль 2014 года, было продано 83,3 млн бутылок смешанного и односолодового виски, что на 8,3% меньше, чем за предыдущий аналогичный период, а за пять лет падение продаж составило 10% в объемном выражении.
Шотландское виски занимает второе место по объемам торговли в Великобритании. Продажи этого напитка приносят британской экономике £5 млрд. В феврале акцизы на виски были снижены на 2%, чтобы "поддержать одну из главных статей британского экспорта".