На прошлой неделе были обнародованы импортные итоги первого квартала нынешнего года, а также предварительные итоги апреля. В первом квартале российский импорт составил всего $33,499 млрд. Это на 39% меньше, чем в первом квартале 2008 года ($54,912 млрд). Квартальный импорт оказался самым незначительным за последние три года: меньше было только в первом квартала 2006 года — $30,871 млрд.
В апреле дела с импортом по-прежнему обстояли плохо. За январь-апрель 2009 года импорт из стран так называемого дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил $40,63 млрд и по сравнению с январем-апрелем 2008 года уменьшился на 39,8%. Непосредственно в апреле из этих стран было ввезено товаров на $11,2 млрд — сокращение по сравнению с апрелем 2008 года на 44,9%. При этом закупки продукции машиностроения сократились на 55,4%, химической продукции — на 30,5, текстильных изделий и обуви — на 20,8, продовольственных товаров — на 20,5%.
Импорт машиностроительной продукции уменьшился прежде всего за счет снижения закупок средств наземного транспорта в 3,7 раза, а также механического оборудования, электрооборудования, инструментов и аппаратов оптических — в два раза. Среди товаров химической промышленности уменьшился импорт полимеров и каучука на 48,4%, продуктов органической и неорганической химии — на 38,2, мыла и синтетических моющих средств — на 21,7, парфюмерно-косметических товаров — на 16,2, фармацевтической продукции — на 6,7%. Импорт текстильных материалов уменьшился на 41,2%, трикотажного полотна — на 39,3, химических нитей — на 32,7, готовых текстильных изделий — на 31,3, хлопка — на 25,2, химических волокон — на 23,4, обуви — на 22,7, трикотажной одежды — на 10, текстильной одежды — на 4,6%.
В апреле нынешнего года по сравнению с апрелем 2008-го сократился и импорт продовольственных товаров: сахара — на 61,2%, алкогольных и безалкогольных напитков — на 48,4, зерновых культур — на 38,8, растительного масла — на 35,4, молочных продуктов — на 26,4, рыбы — на 23,8, овощей и фруктов — на 15, мяса и мясных продуктов — на 6,6, табака — на 2%.
Надо заметить, что особенно пострадал в первом квартале импорт автомобилей. В январе-марте в Россию было ввезено 144 тыс. легковых автомобилей на сумму $2,132 млрд, тогда как в первом квартале прошлого года — на $6,148 млрд. При этом из стран дальнего зарубежья ввезено в первом квартале 133,6 тыс. легковых автомобилей, а год назад — 394,8 тыс. Грузовиков импортировано сейчас 5,8 тыс. на $170,5 млн, в прошлом году —23,5 тыс. на $779,6 млн. Все грузовики ввезены из стран дальнего зарубежья.
Разумеется, российские граждане помнят, что после августовского валютно-финансового кризиса 1998 года импорт невероятно упал. Но тогда, как они поняли, случилось вообще нечто необычное: российские власти набрали огромное количество краткосрочных долгов у иностранцев, иностранной валюты в резерве у властей катастрофически не хватало, пришлось объявлять дефолт и во много раз снижать курс рубля. Какой уж тут импорт, если нет валюты.
Сейчас известно, что российские власти огромного количества краткосрочных долгов у иностранцев отнюдь не набирали, иностранной валюты в золотовалютных резервах ЦБ и разделенном надвое стабфонде имеется очень значительное количество, курс рубля несколько снизился, однако далеко не так, как в 1998 году.
Разумеется, граждане знают, что мировые цены на нефть по сравнению с прошлым годом значительно упали, поэтому упали и экспортные доходы. Объем экспорта в первом квартале 2009 года составил $57,883 млрд, и это на 41% меньше, чем в четвертом квартале 2008 года ($98,035 млрд), и на 47,4% меньше, чем в первом квартале 2008 года ($110,129 млрд). В результате объем экспорта в первом квартале нынешнего года стал минимальным за последние четыре года (в первом квартале 2005 года было $50,205 млрд). Однако импорт вовсе не обязательно должен сокращаться вместе с экспортом, особенно если учесть, что у России продолжает сохраняться очень значительный положительный внешнеторговый баланс и для сбалансирования торговли сокращения импорта не требуется. В США, например, много лет подряд импорт значительно превышал экспорт, имелся грандиозный внешнеторговый дефицит и все равно импорт рос ударными темпами.
Поэтому столь значительное падение импорта может показаться гражданам несколько загадочным. Им остается разве что вспомнить время после 1985 года, когда импортных товаров, которых и до этого было мало, стало появляться все меньше и меньше. Даже по официальной внешнеторговой статистике импорт, который до этого неуклонно рос, стал сокращаться: в 1985 году импортных товаров было ввезено на 69,4 млрд руб. (по существовавшим тогда в СССР ценам), а в 1988 году — на 65 млрд руб. Разумеется, большая часть импорта ввозилась из социалистических стран, а значительную часть капиталистического импорта составляли станки и оборудование (которые в ряде случаев живописно гнили во дворах предприятий), однако на потреблении падение импорта все равно сказывалось. Граждане, которые привыкли ценить импортные товары как высшее благо, жаловались, что жить с каждым годом становится все хуже.
Разумеется, в нынешних условиях некоторую роль в падении импорта сыграла курсовая политика: рубль хоть и не безумно, но все-таки подешевел, и импортировать стало менее выгодно. Некоторую роль сыграла и протекционистская политика российских властей, проводимая под лозунгом импортозамещения, вроде повышения пошлин на иностранные автомобили.
Но главную роль явно сыграли настроения предпринимателей. Они сейчас вообще склонны экономить на любых тратах, и в том числе на импорте. Те, кто занимается производством, озабочены прежде всего тем, чтобы найти деньги на поддержание этого производства и избежать массовых увольнений работников (и власти в этом стремлении их всячески поддерживают). Куда уж им тратить большие деньги на закупку станков и оборудования! А предприниматели, занимающиеся торговлей, избегают тратить большие деньги на закупку импортных потребительских товаров, потому что не знают, найдутся ли на эти товары покупатели.
В итоге лозунг импортозамещения, который, как полагали власти, в нынешние времена будет актуален, становится трудновыполнимым, так как в классическом виде этот лозунг как раз предполагает значительные траты на покупку импортных технологий, станков и оборудования для налаживания собственного импортозамещающего производства. А гражданам остается только беспокоиться о наличии товаров на полках магазинов. А то получится, что импортных товаров становится все меньше, а российских не прибавляется.
Объемы российского импорта из дальнего зарубежья (млн $)
Наименование товарной группы |
Апрель 2008 года | Апрель 2009 года | Прирост/сокращение (%) |
---|---|---|---|
ВСЕГО | 20 338,60 | 11 200 | -44,9 |
в том числе: | |||
Продовольственные товары и сырье для их производства |
2 553,80 | 2029,2 | -20,5 |
мясо и субпродукты | 485,8 | 453,7 | -6,6 |
рыба и водные беспозвоночные |
151,5 | 115,4 | -23,8 |
молочные продукты | 111,7 | 82,2 | -26,4 |
овощи | 210,2 | 178,6 | -15,1 |
фрукты и орехи | 344,9 | 293 | -15 |
зерновые культуры | 30,5 | 18,7 | -38,8 |
масло растительное | 114 | 73,7 | -35,4 |
сахар | 72,1 | 28 | -61,2 |
алкогольные и безалкогольные напитки |
162,1 | 83,7 | -48,4 |
табак | 95,3 | 93,4 | -2 |
Химическая продукция |
3 018,50 | 2099,3 | -30,5 |
фармацевтическая продукция |
793,7 | 740,7 | -6,7 |
парфюмерно-косметич еские товары |
245,7 | 205,8 | -16,2 |
мыло, синтетические моющие средства |
97,8 | 76,6 | -21,7 |
Текстильные изделия и обувь |
822,8 | 651,5 | -20,8 |
хлопок | 13,8 | 10,3 | -25,2 |
одежда трикотажная | 134,5 | 121 | -10 |
одежда текстильная | 148 | 141,1 | -4,6 |
обувь | 280,5 | 216,9 | -22,7 |
Машиностроительная продукция |
11 430,80 | 5103,4 | -55,4 |
железнодорожные локомотивы |
14,8 | 15 | 1,3 |
средства наземного транспорта |
4 329,90 | 1164,8 | -73,1 |
летательные аппараты |
138,2 | 147,2 | 6,5 |
суда и плавучие средства |
98 | 279 | 184,8 |
инструменты и аппараты оптические |
593,9 | 302 | -49,1 |