Бренд 12 Storeez родом из Екатеринбурга появился как проект в соцсетях и за восемь лет вырос в международный бизнес с миллиардными оборотами. Рассказываем, как сёстры-модели и выпускник «Сколково», вложив на старте всего пару миллионов рублей, смогли построить крупную fashion-компанию и теперь всерьёз замахиваются на Европу.

Как всё начиналось

Бренд 12 Storeez родился из модельного бизнеса уроженок Урала, сестёр-близняшек Марины и Ирины Голомаздиных. К 2014 году они обе имели раскрученные страницы в *** (запрещённая в России соцсеть) и построили успешные карьеры в индустрии моды — Ирина занималась fashion-ритейлом, а Марина была редактором моды журнала Cosmopolitan Shopping.

Подписчицы сестёр постоянно интересовались, где купить ту или иную вещь из их луков — именно здесь Голомаздины увидели бизнес-возможность. Точнее, идею делать «что-то своё» подсказал муж Ирины Иван Хохлов, на тот момент молодой, но уже опытный бизнесмен, будущий выпускник школы «Сколково». Сёстры сначала сопротивлялись — боялись ответственности и масштабов — но вскоре сдались.

— У меня было много провальных проектов и ошибок, девочки много лет грызли каждая свой гранит. Наши составляющие на старте — это правильный момент, правильные люди и правильные убеждения, — рассуждал в 2019 году Хохлов в интервью изданию The Blueprint. Всё это основатели сдобрили стартовыми инвестициями в два миллиона собственных рублей — и дело пошло.

Ирина Голомаздина и Иван Хохлов

Основной площадкой 12 Storeez логично сделали запрещённый ныне ***: это были времена его расцвета и быстрого роста, когда, по словам Хохлова, для продвижения страницы было достаточно «просто делать классные посты» — а ещё у Голомаздиных уже была немаленькая лояльная аудитория. В одном из интервью сооснователь заявил, что на контент-маркетинг пришлось 90% успеха кратного роста проекта, а реклама в Google и «Яндексе» «даёт менее 2% продаж».

Ещё на старте трое основателей жёстко разделили сферы ответственности: Ирина стала выполнять функции главного дизайнера одежды, занялась содержанием коллекций и контролем производства, Марина взяла на себя всю визуализацию — съёмки, лукбуки, оформление площадок — а также разработку части коллекций. Иван занялся превращением всего этого в бизнес. Первая коллекция включала в себя уже существующие у Голомаздиных вещи в нескольких размерах: кружевные юбки, шёлковые плащи и ещё несколько предметов одежды — всего 10–15 позиций в двух-трёх экземплярах. Партнёры сразу же, ещё на старте, открыли шоурум в Екатеринбурге: сначала он действовал прямо в квартире Ирины Голомаздиной и Ивана Хохлова, позже магазин переехал в отдельное помещение в том же городе.

Первый флагманский бутик 12 Storeez в Екатеринбурге

Расцвет

По утверждению Хохлова, бизнес оказался прибыльным с первого же месяца — и с того момента кратно рос каждый год. По итогам 2019 года компания, в которую на старте вложили два миллиона рублей, показала оборот в 2,7 млрд. Активный рост тогда обеспечивали контент-маркетинг, выстраивание активного сообщества в соцсетях и активное взаимодействие с публичными персонами и крупными блогерами.

К началу пандемии у бренда было более полумиллиона подписчиков в запрещённом позже ***, которые оставили свыше 10 миллионов лайков и комментариев — впечатляющий успех для бренда «на коленке». Разработкой продукта занимались около 50 дизайнеров и менеджеров, в стране работали 22 магазина, причём часть из них экспериментировали с концепциями. В 2019-м бренд запусти канал на Youtube, который тоже быстро вырос и набрал около 200 тысяч подписчиков за неполный год.

Причины успеха в компании объясняли обычно расплывчато — ссылаясь на «ДНК бренда», старт в удачный момент и прочие подобные вещи. В реальности дело, вероятно, обстояло проще: 12 Storeez смогли грамотно наладить производство, умели (и умеют) работать с контент-маркетингом и, как ни банально это звучит, дали людям то, что они хотели — качественные стильные вещи за адекватные деньги.

В 2021-м 12 Storeez привлёк крупные инвестиции от фонда Baring Vostok: фонд стал владельцем 12% бизнеса компании. Сумма сделки не называлась, но эксперты рынка оценивали, что такая доля могла обойтись фонду в 330 млн рублей. Компания привлекла тогда деньги под экспансию в офлайне, развитие мужского направления и выход в Западную Европу — и пока что из запланированного сбылось не всё.

Бизнес в кризис

Несмотря на два кризиса подряд, к середине 2022 года 12 Storeez, как и планировали, удвоили офлайн-сеть — в тот момент по всей России работали 48 магазинов бренда, в том числе один флагман в сердце «тяжёлого люкса» Москвы — Столешниковом переулке. Попасть туда российскому бренду до февраля 2022-го было непросто: локации в переулке держали крупнейшие международные игроки и вместе с арендодателями старались не пускать никого «лишнего», рассказывал Иван Хохлов в интервью РБК. Но после начала украинских событий всё поменялось — в итоге 12 Storeez заняли помещение, из которого ранее съехал бутик Brunello Cucinelli.

Всё это происходит на фоне попыток бренда сменить позиционирование и перейти из сегмента middle-up в премиум-сегмент: по словам Хохлова, это решение приняли ещё в 2021 году, поскольку захотели «сфокусироваться на устойчивом развитии».

— Мы поняли, что наша прежняя концепция — 12 коллекций — мотивирует людей делать лишние покупки. Мы больше так не хотим, нужно замедляться, делать меньше, но качественнее. В этом году у нас идет одновременно сильный рост продаж и рост цены при сокращении объема производства примерно на 25–27%, — объяснял Хохлов. И с грустью признавал, что из-за роста цен «к сожалению, не все смогут нас себе позволить».

Бутик 12 Storeez в Столешниковом переулке

На практике, по словам Хохлова, это значит, что компания начала больше шить из европейских тканей, кратно больше тратить на дизайн магазинов — а ещё принялась закрывать некоторые офлайн-точки в не подходящих под новую концепцию ТЦ. В качестве ориентира и, вероятно, источника вдохновения 12 Storeez Хохлов назвал европейскую сеть Sandro: премиальный бренд с не самым высоким на фоне конкурентов ценником.

В самой Европе у сети пока всё складывается так себе: в 2021 году на европейский рынок приходилось всего 6–7% продаж, а само направление Хохлов прямо назвал «нерентабельным и убыточным». С началом украинских событий у 12 Storeez появились проблемы с ведением бизнеса в Западной Европе: российские корни бизнеса привели к затяжным проверкам на всех уровнях и даже блокировке счетов. При этом в компании всё равно рассчитывают на западный рынок и не намерены скрывать происхождение бренда.

— В целом мы мечтаем построить собственную самобытную глобальную компанию. Но не хотим прятать свои корни и скрывать, что мы из России. А для того, чтобы строить такой бизнес, надо крепко стоять на ногах, быть уверенными в завтрашнем дне, — рассуждал год назад Хохлов. И, надо признать, пока что у бренда получается как минимум выглядеть устойчивее многих на фоне шторма в российском масс-маркете и люксе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте