Поставщики стали активнее искать альтернативу нежелающим платить за поставленную продукцию столичным супермаркетам и в качестве канала сбыта все чаще рассматривают линейную розницу (несетевые магазины). Параллельно, опасаясь массовых невозвратов и банкротств, многие из них начали вводить жесткие требования к данным торговым точкам.
На киевском рынке ритейла наблюдается передел. По словам руководителя аналитического отдела консалтинговой компании ААА Марии Колесник, положение столичных сетей ухудшается с каждым месяцем: во многих из них уменьшается ассортимент, а цены остаются относительно высокими. «Главным фактором для выбора места покупки является стоимость товара, поэтому конкурентами сетевой рознице стали единичные магазины, которые предлагают неплохой ассортимент ежедневных продуктов по более низким ценам», — рассказывает г-жа Колесник. Директор по маркетингу компании «Алеф-Виналь» Анатолий Коган отмечает, что сейчас наблюдается тенденция прошлых лет: переток покупателей из супермаркетов в единичные магазины. «Многие торговые точки стали переориентироваться на формат дискаунтеров, т. е. предлагать покупателям дешевые продукты. В связи с этим их популярность возрастает», — говорит г-н Коган. По его прогнозам, в связи с повышающимся спросом на данные товары количество магазинов несетевой розницы будет постоянно увеличиваться. Главное их преимущество — отсутствие долговых обязательств, что позволяет им ограничить свою рентабельность и снизить цены. Поэтому реализация в подобных торговых точках упала не так сильно, как в сетях.
Переход покупателей в единичные магазины не остался незамеченным поставщиками. Если ранее большинство из них концентрировалось на работе с крупными сетями, то сейчас они стали активно расширять свою клиентскую базу за счет линейной розницы. Многие идут на этот шаг еще и для того, чтобы уменьшить влияние сетевиков на свой бизнес. Как уже писала «ДС», в киевских супермаркетах с октября начали падать обороты, а некоторые поставщики перестали работать с рядом ритейлоров из-за нерасчетов за поставленную продукцию. Директор по маркетингу компании «Сандора» Елена Кутьина говорит, что в феврале число клиентов в столице у них увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О росте количества партнерских торговых точек сообщает и коммерческий директор по развитию бизнеса «Санте Алко» (эксклюзивный дистрибьютор компании Pernod Ricard в Киеве) Леонид Алексеенко. По его словам, расширение клиентской базы помогает им частично решить проблемы с падением объемов продаж.
Правда, увеличив число клиентов, многие поставщики столкнулись с невозвратом платежей и в линейной рознице. В одной крупной фирме, занимающейся продажей алкоголя, на условиях анонимности рассказали, что доля просроченных платежей в январе–феврале у них выросла в четыре раза и достигает 15–20% от оборотов в несетевой рознице, тогда как критичным показателем является 5%-ная отметка. «Задержки платежей наблюдаются, однако мы стараемся договариваться», — подтверждает эту тенденцию Елена Кутьина.
Договоренности, как правило, сводятся к более жесткому контролю над платежной дисциплиной. Директор отдела торгового маркетинга табачной компании «Джей Ти Интернешнл Компани Украина» Алена Войтенко рассказывает, что если ранее отсрочка платежей для их клиентов составляла 12–14 дней, то сейчас уменьшилась до семи. «Тем торговым точкам, которые не платят в срок, наши дистрибьюторы прекращают поставки, а впоследствии требуют от них оплаты по факту», — говорит она. Ужесточение условий работы со стороны поставщиков подтверждают и в столичном «Эдельвейсе». «Некоторые компании уже через три дня после поставки товара требуют заплатить его стоимость, что приводит к перманентному дефициту продуктов на полках», — подчеркивает представитель магазина.
Поведение поставщиков, скорее всего, объясняется боязнью остаться без денег. Эксперты полагают, что количество посетителей в линейной рознице будет возрастать. С одной стороны, это связано с падением платежеспособности киевлян, с другой — с растущими проблемами в сетях: уменьшением ассортимента и необходимостью отдавать кредиты, в результате чего торговые точки не могут адекватно снизить цены. В связи с этим поставщики вынуждены будут лояльнее относиться к единичным магазинам и чаще рисковать, поскольку альтернативы у них, судя по всему, нет.