Фонд прямых инвестиций «Ренова капитал», ставший в конце 2004 года владельцем 40% акций компании Natur Produkt, определился со стратегией ее развития.
Как стало известно «Бизнесу», в 2006 году в компанию будет вложено $40 млн, из них половина пойдет на развитие аптечной сети. Эксперты, впрочем, сомневаются, что даже с учетом этих инвестиций Natur Produkt сможет на равных конкурировать с сетью «36,6».
«Фармацевтический сектор интересен инвесторам. Афармритейл — один из наименее консолидированных сегментов розницы. Наша стратегия в том, чтобы дать Natur Produkt ресурсы для мощного рывка, а потом вывести на биржу»,— сообщил «Бизнесу» директор «Реновы капитал» Дмитрий Левонян. В 2006 году $20 млн будет инвестировано в развитие розничной сети Natur Produkt (к существующим примерно 200 точкам добавятся еще 100), $20 млн — в производственное подразделение.
«Мы планируем выйти в новые сегменты рынка — функционального питания и напитков, обогащенных активными минералами. Причем продвигать их будем не только в аптеках, но и в продовольственной рознице»,— уточняет Левонян. По его словам, компания Natur Produkt уже начала продавать свою продукцию в Скандинавии, а в течение двух лет планирует «серьезно заняться Центральной и Западной Европой».
В целом, отметил Левонян, акционеры поставили перед менеджментом сети задачу войти в тройку крупнейших игроков на аптечном рынке страны. При этом, как обращает внимание член совета директоров Natur Produkt Holdings Алексей Батулин, к выбору формата аптечной торговли компания будет подходить исключительно с точки зрения финансовой выгоды. «В целом по рынку затраты на создание и поддержание открытой формы торговли не всегда окупаются»,— считает он. Поэтому 15 низкорентабельных аптек компании решено закрыть.
Аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов считает, что заявленной суммы инвестиций будет достаточно для открытия 100 аптек и расширения производства. «Однако вряд ли кто-то сейчас сможет составить конкуренцию лидеру рынка— „36,6”, даже потратив $150–200 млн. У него не только самая крупная сеть, но и „Верофарм”, который входит в тройку крупнейших заводов России»,— указывает эксперт. По его оценке, чтобы войти в число крупнейших сетей, Natur Produkt надо будет потратить еще $5–6 млн на маркетинг. «Natur Produkt придется серьезно поработать и над системой управления сетью: пока каждый регион управляется отдельно и менеджмент достаточно разобщен»,— отмечает гендиректор DSM Group Александр Кузин.
Эксперты разошлись во мнениях относительно оправданности решения «Реновы» инвестировать и в розницу Natur Produkt, и в производство. В частности, Мелик-Гусейнов считает, что компании может не хватить управленческих ресурсов. «К тому же инвестиции в производство окупаются за пять лет, а в розницу — за год-полтора»,— добавляет он. Тем не менее экспансию аптечных сетей в производство Мелик-Гусейнов считает тенденцией. «Производство уже есть у „Фармакора” и „Риглы”. Это выгодно сетям: с 2008 года на программу ДЛО будет выделяться по $5 млрд в год, а это около 80% всего рынка. Причем государство активно лоббирует именно отечественных производителей лекарств.
Чтобы выжить в этих условиях, сетям просто необходимо вступать в ДЛО»,— рассуждает он.