Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко рассказал журналистам об итогах 2014 года, состоянии городской экономики и оценил перспективы развития Северной столицы в следующем году. В беседе участвовала корреспондент РИА Новости Анжелика Болмат.
— Георгий Сергеевич, как вы оцениваете итоги года в социальной сфере, экономике, по привлечению инвестиций?
— В целом, я считаю, что итоги неплохие. Даже с учетом той ситуации, которая, к сожалению, сложилась во втором полугодии. Сегодня одним из ключевых показателей развития как социальной сферы, так и экономики регионов является исполнение майских указов президента России. Здесь мы идем строго в соответствии с "дорожной картой", кое-где даже с небольшим опережением. Город полностью выполнил все социальные обязательства перед жителями. Среднемесячная заработная плата выросла в Петербурге за 11 месяцев на 11% и составляет 39,2 тысячи рублей. По итогам года вырастут денежные доходы населения, а это один из главных признаков развития.
Есть и другие признаки, подтверждающие положительную динамику города. Мы достаточно неплохо сработали по привлечению инвестиций. Вложения в основной капитал крупных организаций за 11 месяцев выросли почти на 20%. Недавно агентство "Эксперт РА" подтвердило лидерские позиции Петербурга в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов. Еще один независимый эксперт, Национальное рейтинговое агентство, впервые включило Петербург наряду с Москвой в группу регионов с наивысшей инвестиционной привлекательностью.
Уже понятно, что по строительству мы перешагнем 3 миллиона квадратных метров. Это рекордный показатель за последние пять лет. Есть определенный спад в промышленности, но он некритичный — от 8 до 7%. Но однозначно нельзя сказать, что вся промышленность чувствует себя неуверенно. Фармацевтический кластер неплохо работает и имеет хорошие перспективы на следующий год, планируется открытие новых предприятий. По итогам трех первых кварталов подрос экспорт на 8%. Все предприятия ВПК обеспечены госзаказом, что дает им возможность в ближайшие 3—5 лет чувствовать себя достаточно уверенно. Существенный спад произошел в производстве табачных изделий, пива, ликеро-водочных изделий, но это некритично. Остановился рост в автопроме, хотя в последнее время здесь есть рост за счет спроса со стороны иностранцев.
Индекс промпроизводства снизился, но при этом оборот организаций увеличился почти на 10%. По результатам 11 месяцев существенный рост показали здравоохранение – 32,4%, образование – 11,3%, другие наукоемкие отрасли. Увеличился объем услуг в сфере связи. Продолжается рост объема услуг предприятий транспорта — почти 6% за 11 месяцев. А это значит, что экономика живет. Если транспорт работает с полной нагрузкой, значит, ему есть что возить. Это хороший показатель.
— В непростых экономических условиях не придется ли урезать бюджет будущего года? Будут ли сокращаться расходы бюджета?
— На сегодняшний день мы такую задачу перед собой не ставим. Я могу сказать с абсолютной уверенностью, что даже если вдруг начнут расти цены в начале 2015 года, то на первое полугодие городу хватит средств и на лекарства, и на продукты питания, и на социальную поддержку особо нуждающихся горожан. Социальные потребности города будут полностью обеспечены.
Если увидим, что грядут совсем трудные времена, то, конечно, мы готовы к тому, чтобы пересматривать бюджет. Но это будет не какой-то аврал, а спокойная, плановая работа. Примерно в феврале следующего года мы получим уточненный федеральный прогноз социально-экономического развития. На его основе подготовим уточненный прогноз для Петербурга. В апреле появятся данные о фактическом поступлении доходов по результатам 2014 года и статистика за первый квартал 2015 года. Так что в ходе традиционных весенних поправок в бюджет, возможно, будем что-то пересматривать: сокращать какие-то статьи, закладывать дополнительно деньги на социальные расходы во втором полугодии.
— На развитие города что-нибудь останется? Какие проекты могут быть отложены?
— Многое будет зависеть от пополнения доходной части бюджета. Поэтому в первом квартале вместе с налоговой инспекцией и крупнейшими налогоплательщиками будем работать над уточнением прогноза по доходам на 2015 год и думать над возможностями увеличить поступления в бюджет Санкт-Петербурга.
Плюс мы рассчитываем, что новая ситуация в экономике создаст хорошие перспективы для увеличения доходов у пищевой промышленности города, фармацевтического кластера, оборонных предприятий. Любой экономический кризис заключает в себе новые возможности, которыми необходимо воспользоваться.
В любом случае все, от чего зависит развитие города, в бюджете остается. Инженерная, транспортная инфраструктура, метрополитен — то, без чего городу сегодня сложно развиваться. И если мы все-таки вынуждены будем сокращать бюджет, то над этими расходами нож поднимется в самую последнюю очередь. Другое дело, что можно отложить на какое-то время начало нового строительства каких-то других объектов, не влияющих на развитие.
— Как зарубежные санкции сказались на промышленном секторе Петербурга, на оборонных предприятиях? Есть ли какие-то сложности?
— Каких-то существенных проблем наши предприятия не испытали. Могу отметить лишь единичные случаи, когда некоторые судостроительные предприятия испытывали трудности. Там достаточно много компонентов ввозилось и закупалось за рубежом, в том числе на Западе и в США. И кое-где возникали определенные сложности, но они по большому счету решаемы. Всегда можно найти варианты замены оборудования на аналоги в тех странах, которые не присоединились к санкциям. А самое главное, в Петербурге уже запущен ряд проектов по освоению такой продукции, в частности в НПО "Сатурн" и на заводе "Звезда".
— То есть меры по импортозамещению были приняты быстро и адекватно?
— Работа по импортозамещению идет достаточно неплохо. Наработки у нас были, и сейчас схема импортозамещения начинает работать по всей стране. Многие вещи, которые наши предприятия закупали за рубежом, они сегодня закупают у российских производителей из других регионов. Плюс сегодня страны Востока активно помогают нам замещать то, что мы раньше покупали на Западе.
Также хочу напомнить, что осенью мы в рамках Петербургского международного инновационного форума объявили о создании Центра импортозамещения. Это своего рода выставочная площадка, где можно будет увидеть наши инновационные разработки, инвестиционные проекты, образцы продукции российских предприятий и многое другое. Там будут проходить официальные совещания, конференции, семинары и презентации по вопросам импортозамещения.
В 2015 году мы планируем создать Фонд поддержки развития промышленности, который будет предоставлять государственные гарантии под кредиты крупным компаниям и оборонному комплексу города. В городском бюджете заложены несколько миллиардов рублей с лимитом на одного заемщика порядка 200-300 миллионов рублей. Размер самого фонда и лимита в дальнейшем будет увеличиваться. Этот вопрос мы прорабатываем с министерством промышленности и торговли для привлечения средств федерального бюджета и распространения нашего опыта на другие регионы.
— Не вызывают ли опасений какие-то отрасли городской экономики в 2015 году? Кто может потребовать особого внимания?
— Внимания требуют все и всегда, даже в хорошие годы. Есть не то что опасения, а, скорее, определенные риски, связанные с нашим автомобильным кластером в 2015 году. Там есть как поводы для оптимизма, так и поводы для беспокойства. Например, Toyota и Nissan расширяют свои производства. 2 декабря на заводе Toyota начался выпуск обновленной модели Camry, а также запущены новые цеха. А неделю спустя на заводе Nissan была запущена вторая очередь. Ожидается, что мощность этих заводов вырастет в два раза.
Но в то же время петербургские автопроизводители не в вакууме находятся, и общие проблемы сказываются и на них. В 2014 году объемы производства автокластера будут снижены, в первую очередь из-за снижения выпуска на заводе "Джи Эм Авто". Но закрывать производство в Петербурге компания не планирует. Сейчас на заводе проходит оптимизация производства с учетом экономической ситуации и изменения курса валют.
Самое главное, что непонятен общий тренд. Пока деньги у населения России есть, что показывает бум продаж на автомобили и недвижимость в последние дни. Но может так получиться, что деньги закончатся и продажи упадут. Правда, могут не закончиться у наших соседей, которые к нам тоже едут с большим удовольствием сегодня, используя разницу в курсе валют. Из Белоруссии много едут, из Финляндии поехали к нам активно. Такого не было никогда: наши северные соседи за многими товарами едут к нам.
В общем, прогнозировать ситуацию в автопроме никто не возьмется. Курс рубля понизил себестоимость производства автомобилей в России и в Петербурге, а значит, и общую рентабельность заводов. Поэтому нельзя сказать, что риски предопределены. Но они возможны.
— Вы раньше говорили о десяти новых инвестиционных проектах в городе в следующем году. Можете их назвать?
— Прежде всего эти проекты связаны с развитием нашего фармацевтического кластера. Кстати, он производит уже порядка 100 наименований лекарственных препаратов и десять новых препаратов начал выпускать в 2014 году. В основной массе это импортозамещающие препараты. А на будущий год на территории ОЭЗ заработают объекты сразу несколько резидентов. "Новартис Нева" откроет завод по производству фармацевтической продукции. Будет введен в эксплуатацию научно-исследовательский комплекс компании "Витал Девелопмент Корпорэйшн". "ВЕРТЕКС" вводит в строй первую очередь инновационно-производственного комплекса и проектирует вторую очередь. "Цитомед" завершает строительство первой очереди производства.
Также в 2015 году планируется начать строительство Океанариума, парка развлечений DreamWorks, завода по производству арматуры "МЕРА-Сталь". Продолжится создание на базе Обуховского завода производственно-технологического комплекса Северо-Западный региональный центр концерна "Алмаз-Антей". Компания "Новтех" планирует во втором полугодии открыть комплекс по разработке и серийному производству инновационного оборудования (электроприводов).
— Какие меры будет предпринимать правительство города для сдерживания цен на продовольствие в будущем году?
— Они уже принимаются. Создан региональный Продовольственный фонд Санкт-Петербурга. Он закупает зерно и тем самым сдерживает рост цен на муку, хлеб и хлебобулочные изделия. Также правительство города подписало соглашения с торговыми сетями по предотвращению необоснованного роста и стабилизации розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Так что мы не просто мониторим цены, мы работаем в тесном контакте с нашими сетевыми магазинами. И мы договорились, что они лавинообразного и спекулятивного роста цен не допустят.
В принципе, в Петербурге не возникло ни дефицита продуктов питания, ни резкого роста цен на них. Поэтому я считаю, что совместные действия правительства города и бизнес-сообщества можно назвать и оперативными, и адекватными ситуации. Важную роль сыграли продовольственные ритейлеры. Город сделал определенные шаги по их поддержке, в том числе на федеральном уровне. Но и ритейлеры в свою очередь проявили себя с наилучшей стороны.
Общими усилиями нам удалось быстро найти альтернативные источники поставок. Причем сегодня по большинству категорий продуктов, попавших под санкции, основную долю поставок обеспечивают российские компании. Выяснилось, что у нас дома производится много продуктов хорошего качества. На прилавки Петербурга пробилось масло, произведенное по лицензии Германии в Санкт-Петербурге, элитное молоко из Волосова, рыба из Карелии и Мурманска, говядина местных производителей, баранина из Дагестана и Краснодарского края и многое другое. Заметно увеличились поставки молочной и мясной продукции из Белоруссии, вырос товарооборот с Арменией и Азербайджаном. Расширен ассортимент овощей и фруктов производства Китая и стран Юго-Восточной Азии, Сербии, Македонии, стран Ближнего Востока, Африки и Южной и Центральной Америки.
В следующем году мы планируем продолжить проведение бирж деловых контактов и закупочных сессий по отдельным товарным группам с участием товаропроизводителей из Северо-Западного федерального округа, других регионов страны. Предпочтение будем отдавать тем, кто имеет хорошую логистику перевозок. Будет продолжена и ярмарочная деятельность на территории Петербурга.
— Каким, на ваш взгляд, все-таки будет 2015 год для петербургской экономики?
— Я думаю, что все-таки стагнации не должно быть и тем более кризиса. Это будет стабильная ситуация с элементами развития. Все-таки будут продолжаться главные проекты. Метро, жилье и дороги мы будем строить в любом случае. Развивать образование, здравоохранение мы тоже будем, потому что без этого нельзя. Надеюсь, что инвестиции в город будут продолжаться. Может быть, не стоит ждать новых больших инвестиций с учетом того, что подорожали заемные деньги, а также есть влияние западных санкций.
— Важная для Петербурга отрасль — туризм. Какие итоговые показатели по турпотоку в этом году?
— С учетом внутреннего туризма мы оцениваем число гостей в 2014 году на уровне 6 миллионов. Примерно на 15-20% будет снижение турпотока из западных стран: Западной Европы, Японии, Канады и Соединенных Штатов Америки, турпоток из последней снизился на 30%. Но есть определенный рост из восточных стран: Гонконга, Южной Кореи, Ирана, Турции. На первый план выходит задача поддержки восточного направления. Поэтому во втором полугодии мы приглашали иностранных журналистов из Китая и Южной Кореи на пресс-туры, участвовали в так называемом роад-шоу в Гонконге. Плюс сейчас для граждан Китая мы разрабатываем туристический продукт под условным названием "Красный маршрут" — по ленинским местам. В этой стране ведь с уважением относятся к Владимиру Ильичу, и нам есть что показать. И я думаю, что в следующем году этот маршрут будет запущен.
Понятно, что в европейских СМИ с учетом антироссийской истерии хорошие сюжеты о Петербурге сейчас появиться не могут. Поэтому там наш город рекламируется иначе. На машинах лондонских такси, в бортовых журналах авиакомпаний, на рекламных стендах в крупнейших аэропортах, таких как Хитроу, Франкфурт и других. На Западе наша задача – напоминать о Петербурге. Присутствовать в информационном поле Европы наш город должен, а в нынешних геополитических условиях, я считаю, еще и обязан.
— Какие вы видите у Петербурга точки роста в сфере туризма?
— Прежде всего мы будем поддерживать и развивать те сектора, на которые не влияет геополитическая ситуация. Например, число круизных туристов по итогам навигации 2014 года составило 515 тысяч. Оно снизилось не больше, чем во всем регионе Балтийского моря. Здесь наши надежды связаны с возможностью безвизового въезда в Россию на 72 часа для пассажиров воздушных судов. Тогда иностранцы могли бы прилетать в Петербург, проводить здесь 2-3 дня и отправляться в морской круиз. Соответствующий законопроект в Государственной думе прошел первое чтение, и мы приложим все усилия, чтобы ускорить его прохождение.
Вторая важная точка роста – деловой и конгрессный туризм. До нынешнего года его сдерживало отсутствие в Петербурге необходимой инфраструктуры. Но сейчас, после открытия КВЦ "Экспофорум", ситуация изменилась. 25 конференц-залов, рассчитанных на 10 тысяч человек, – это серьезный ресурс. Чтобы грамотно им распорядиться, создано городское конгрессно-выставочное бюро, которое уже готовит план участия Петербурга в конкурсах за право проведения крупных международных мероприятий. Мы подали заявку на проведение в Петербурге в 2016 году ежегодного конгресса Международной ассоциации профессионалов индустрии встреч MPI. Также мы предложили правительству России поддержать проведение в Петербурге Всемирной выставки "ЭКСПО-2022". Этот вопрос сейчас прорабатывается. Но вне зависимости от того, какое последует решение, город продолжит развивать инфраструктуру делового туризма. Подписано соглашение о намерениях с СПбГУ по строительству конгресс-центра на Васильевском острове.
Третья точка роста – развитие внутреннего туризма. Начиная с этой осени, мы проводим в городах России роад-шоу, своего рода туристические ярмарки, призванные представить Петербург как туристический объект, самый интересный из доступных и самый доступный из интересных. Стартовал проект по обмену баннерами с другими городами России.
В Советском Союзе каждый гражданин мечтал хоть раз в жизни побывать и в Москве, и в Петербурге. И это желание живет и сегодня у россиян. Сейчас многие жалуются, что дорога дорогая, проживание, но надо создавать такой продукт, который будет доступен жителям нашей страны. Мы об этом тоже думаем и планируем поощрять строительство бюджетных гостиниц 2-3 звезды, чтобы рядовой россиянин смог приехать к нам на пару дней. Не только полюбоваться на эту красоту, но и сходить в наши городские музеи.
Наша главная точка роста в туризме, я считаю, — это сам Петербург. Он входит в десять самых привлекательных городов Европы, да и в мировых рейтингах занимает высокие позиции.