Федеральная служба по труду и занятости надеется, что в 2010 году на российских предприятиях не будет новых массовых увольнений. Сами производственники думают иначе. Глава группы компаний, производящей комплектующие для мебельной промышленности, Александр Гордеев заявил «НИ», что по отрасли ожидается падение производства до 80% от уровня 2008 года, а потому без дальнейшего сокращения персонала компании-производители не обойдутся.

Настроен Александр Гордеев пессимистично. «Увольнения на предприятиях продолжатся и это неизбежно, – уверен он. – А за счет чего можно содержать сотрудников, если мебель не продается? На нас это сказывается очень серьезно. Из четырех смен мы оставили две, а численность персонала с начала кризиса сократили на 30%». По данным специалиста, продажи мебели в ноябре-декабре 2009 года сократились на 40% по сравнению с предыдущим, 2008 годом. Если принимать в учет сезонный фактор (ремонт, как правило, заканчивают к осени, а обстановку покупают зимой), своего пика кризис в отрасли достигнет в ближайшее время, не позднее мая, когда доходы в ней снизятся до 80% по отношению к 2008 году, а количество освобожденных работников вырастет еще на 10%.

Если в 2008 году эксперты оценивали общий объем российского мебельного рынка в сумму свыше 5 млрд. долларов США, то в 2010 году он составит менее 3 млрд., утверждает г-н Гордеев. Закроются до 30% всех мебельных фабрик, которых только в Москве и Московской области до кризиса насчитывалось около 5 тыс. И лишь к концу следующего года можно прогнозировать некоторое оживление в этом сегменте. Самое печальное, по мнению эксперта, то, что сокращение в отрасли коснулось не только рабочих (20%), но и ИТР-овцев (80%), из которых первыми покинули рабочие места конструкторы, технологи, работники ОТК и инструментальной группы. При повышении спроса в будущем эта брешь сразу даст о себе знать низким качеством продукции. А ведь отечественная мебель всегда страдала именно качеством, и подняться выше «масс-маркета» у нее никогда не получалось.

С такой оценкой согласен генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМЕДОРО) Андрей Радухин. «Сейчас на рынке около 50% импортной мебели, и вся она в сегменте выше средней категории. Наши производители занимают нижние ниши», – признал он «НИ». Не отрицает эксперт и падения производства и факта прошедших сокращений персонала в рамках оптимизации расходов: «2009 год мебельщики закончили, потеряв в среднем 23,6% объема производства от предыдущего года, а в денежном выражении – 24,5 млрд. руб. от 104,9 млрд. Количество сокращенных работников совпадает с падением продаж – примерно 20–25%. Причем производители офисной мебели в целом пострадали больше, чем бытовой. В цифрах также большой разброс: кто-то потерял 5–10% объемов производства, а кто-то 30–40%. Здесь роль сыграл как отрицательный спрос, так и неумелый менеджмент». Что касается ожидаемых дополнительных сокращений и дальнейшего падения производства, то в Ассоциации такой сценарий не рассматривают: «Судя по тому что показатель января 2010 года – 5,8 млрд. руб. – совпал с показателем января 2009-го, ситуация выровнялась. И если не уменьшится спрос, то освобождения работников не ожидается, – заявил г-н Радухин. – А оптимизация – процесс бесконечный…»

Между тем декабрьский опрос международного агентства Nielsen показал, что россияне более чувствительно, чем потребители других стран, отреагировали на кризис, сократив потребление «необязательных» товаров. 80% опрошенных заявили, что были вынуждены резко сократить траты. В том числе 45% экономят на бытовых предметах, включая мебель. Александр Гордеев считает, что в новый виток развития российская мебельная отрасль войдет не раньше начала 2011 года. Прогнозы других участников рынка, опрошенных «НИ», оптимизмом тоже не отличаются. Большая часть экспертов считают, что влияние кризиса будет долгим – отрасль останется в депрессии еще 1–2 года. При этом заметное влияние окажет на нее не только снижение покупательской способности, но и стагнация рынка потребительского кредитования, и снижение темпов роста ввода нового жилья – мебель-то покупают чаще всего в новые квартиры.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments