Один из крупнейших fashion-ритейлеров страны — группа компаний "Лига" (сети In Wear / Matinique, Naf-Naf, Marela, Laurel, Claire’s, "Интермода Трейд") — выставил свой розничный бизнес на продажу. Об этом "Капиталу" рассказали три директора сетей-конкурентов. "Нам предлагают приобрести каждую сеть отдельно либо сразу весь бизнес", — сообщил директор крупной розничной сети, пожелавший остаться неназванным. То, что "Лига" ведет переговоры по привлечению инвесторов, "Капиталу" подтвердил Сергей Заика, руководитель проекта консалтинговой компании UTG, которая выступает эксклюзивным агентом по продаже сетей.
Сейчас группа компаний развивает 17 собственных магазинов в Киеве и на 21 продала франшизу. За весь свой бизнес она рассчитывает выручить около $ 4 млн. "Срок окупаемости вложенных инвестиций, по расчетам сетей, составляет три-четыре года", — сказано в презентации по продаже сетей, текстом которой располагает издание. Получить комментарий в группе компаний "Лига" вчера не удалось.
Рынок падает
На рынке одежды и обуви ситуация сложная. После начала политического и экономического кризиса больше всего пострадал средний и выше ценовой сегмент, в котором работают магазины "Лиги". Генеральный директор группы компаний "Ультра" (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров отмечает, что весной и летом реализация снизилась в два раза в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "С начала года ситуация не улучшается", — сетует он. Чтобы минимизировать потери, ритейлеры используют различные механизмы. Например, добиваются снижения арендных ставок. "Если мы не договоримся по некоторым объектам, то наши магазины переедут в новые торговые центры и их площадь может быть уменьшена", — говорит Макаров. Другие сети, как Helen Marlen и "Люксоптика", закрывают нерентабельные магазины. Оригинальнее всех поступили владельцы магазинов дорогой мужской одежды и обуви Baldessarini и V. Spernanzoni, которые находятся в центре Киева. Своим клиентам они разослали сообщения с информацией о скидках в магазинах и попутно предложили купить 50 % бизнеса. "Отличная возможность войти в успешный бизнес!" — гласит sms.
Некоторые сети развивают наиболее востребованные сейчас недорогие бренды. Например, компания Zeebra в этом году повторно выводит на украинский рынок британскую одежную сеть Peacocks. Первый магазин ритейлер намерен открыть в августе в киевском торговом центре "Пирамида", а за пять лет сеть планирует создать сеть из 20 торговых точек.
Непрофильные покупатели
Ритейлеры не спешат приобретать розничный бизнес конкурентов. Найти покупателей будет сложно, констатирует управляющий партнер инвестиционно-банковской компании Standart NV Investment Banking Карен Чифталарян. "Инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в падающий бизнес, немного", — говорит он. Директор крупной одежной сети, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что купить ритейлера могут непрофильные инвесторы. "Обеспеченные украинцы могут приобрести сеть, например, для своей жены или дочери. Ведь сумма инвестиций относительно небольшая, а бренды компании известны", — считает он.
Однако Сергей Заика уверяет, что сейчас идут активные переговоры с потенциальными инвесторами. "Это предложение вызывает живой интерес у многих бизнесменов, так как сеть является уже готовым успешно действующим бизнесом", — говорит он. Заика поясняет, что одежный ритейл всегда привлекает внимание бизнесменов, потому что этот бизнес можно легко масштабировать. Особенно учитывая тот факт, что собственники брендов (французская группа Vivarte и датская IC Companys) имеют в своем портфеле несколько десятков брендов, потенциально интересных для рынка Украины.