Прошлым летом владелец 20% сети "Эксперт" и ее гендиректор Кирилл Новиков оставил свой пост и открыл комиссионку "Комок", которая должна была стать сетевым проектом. Но дальше одного магазина дело не пошло. Ключевой проблемой стало товарное наполнение. "С покупателями проблем не было, но на поиск продавцов уходило много времени и сил",— объясняет Новиков.
Зато с "Комком" стали сотрудничать юрлица, в основном дистрибуторы игрушек, продававшие туда стоки. "Комок" превратился в "Дисконт-центр игрушек". Товары по цене 250 руб. за килограмм покупали в основном родительские комитеты детских садов и школ. Новиков нашел трех франчайзи, но дальнейших перспектив у проекта не видел: рынок некондиционных детских товаров слишком узок. Хотя, по его словам, каждая точка выходила на операционную окупаемость в течение месяца. Ежемесячная выручка сети составляла около 9 млн руб.
У дистрибутора "Корсо" — владельца 55% "Эксперта", напротив, начались финансовые проблемы (до кризиса компания много занимала и инвестировала в девелопмент). Продав игрушечный бизнес одному из соседей по торговому центру, в мае Новиков выкупил долю "Корсо" в "Эксперте". Поскольку большинство магазинов сети работали по франшизе, пакет мог стоить всего $2-5 млн. "Кризис кончился — время зарабатывать на "шлаке" прошло",— говорит бизнесмен.
Продажи бытовой техники и электроники восстанавливаются. По прогнозу компании "Экспресс-обзор", к концу 2010 года объем рынка увеличится на 8,4% в натуральном выражении по сравнению с 2009-м. При этом снизился уровень конкуренции. Из лидеров позиции удержали "Эльдорадо" и "М.Видео". Сеть "Мир", занимавшая до кризиса третье место, ушла с рынка, а находившаяся на четвертом "Техносила" испытывает финансовые трудности и вряд ли помышляет о росте.