О первоочередных мерах, необходимых для развития экспорта, в интервью "Ъ" рассказал глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

— Зерно — один из немногих продуктов, которые Россия успешно продвигает на внешние рынки, а продукцию переработки из него?

— Если говорить о продуктах переработки, то это прежде всего мука. Весь мировой рынок муки оценивается в 12 млн тонн, он давно в этих объемах сложился и если и меняется, то в сторону уменьшения. Но есть готовые продукты, в которых используется мука,— печенье и другие кондитерские изделия. Или взять сегмент сухих завтраков, где также доминирует импорт, даже если на коробке написано "Made in Russia", зачастую этот продукт является неким вариантом "отверточной сборки". Сырье — хлопья пшеничные, рисовые и т. д.— завозится оптом с двух мощных заводов в Польше и Прибалтике. Это один из наиболее явных примеров скрытого доминирования импорта. Производство сухих завтраков и хлебцев при этом является технологически простой задачей, но наших производителей там почти нет. Этот рынок в РФ при очень скромных объемах оценивается более чем в $1 млрд ежегодно.

При этом российская продукция, которую мы изготавливаем традиционно, никак не закрепляется на внешних рынках, она не адаптирована под вкусы местных потребителей, что, соответственно, снижает возможности сбыта и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции.

— Что нужно сделать, чтобы эффективно продвигать российские товары?

— Здесь не надо изобретать велосипед и воспользоваться известными мировыми наработками. Как мы, например, делали в рамках конференции в Сингапуре: помимо зерна занимались продвижением муки. На мероприятие собралось более 150 азиатских компаний, в основном контролируемых японским капиталом, так большинство из них не были даже в курсе, что в России такая палитра зерновых производится, что помимо пшеницы разных сортов мы еще ячмень, сою, кукурузу и другие зерновые выращиваем.

— Без протекции со стороны государства вряд ли можно обойтись?

— Можно договориться о чем угодно, но если некому будет поставлять продукт, то в другой раз с вами никто и разговаривать на эту тему не будет. Государство же в данном случае должно взять на себя и специализированные инфраструктурные вещи, которые во всем мире делаются под патронажем властей. Например, механизм страховой защиты, которым сопровождают зарубежные сделки. Гарантийные механизмы.

— А как быть с преодолением таможенно-тарифных барьеров?

— Таможенно-тарифные барьеры, пошлины на ввоз продукции на территорию тех или иных стран — это общепринятая практика. Помимо них на ввоз продукции существуют еще тарифные и объемные квоты плюс так называемые технические барьеры (ветеринарные и санитарные), экономически-административные барьеры. Не пройдя их, вы не сможете войти на рынок, так как для этого вам необходимо легализовать на нем свою продукцию. А это очень дорого. Все это абсолютная мировая практика. Мы тоже пользовались подобными вещами, пока не вступили в ВТО. Членство в ВТО эти барьеры ограничивает, и, чтобы их ввести, там требуется целое соблюдение процедуры. Нам надо активнее пользоваться механизмом ВТО, чтобы не только мы для них свой рынок открывали, но и они для нас снимали эти барьеры.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments