Генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин о ценах в супермаркетах

­На протяжении россий­ской истории одной из самых интересных игр был поиск крайнего, на которого можно свалить любые беды. И всякий раз отдельные представители власти ретиво берутся за дело, начиная очередную охоту на ведьм. Сегодня на роль «плохих мальчиков» выбрали ритейлеров, которые и вправду крайние, поскольку напрямую общаются с покупателями.

На сей раз лейтмотивом стала борьба с ростом цен. Интересен только крайне избирательный подход к этому процессу. Я вполне разделяю праведный гнев по поводу подорожания продуктов в магазинах, однако никак не могу понять, например, почему в стране — экспортере нефтепродуктов цены на бензин выше, чем в США. Ведь из цены на бензин, к слову сказать, складывается окончательная стоимость товара, которую покупатель видит на прилавках магазинов.

Приходится констатировать, что у некоторых чиновников опять возник нестерпимый зуд бороться не с причиной, а со следствием. Ведь не секрет, что урожай в этом году, только по официальным данным, будет процентов на десять ниже, а по мнению самих фермеров, составит максимум 40—50% от ожидаемого. В этой ситуации рост цен имеет объективные основания: сельхозпроизводители несут расходы в течение всего года, а доходы получают всего один раз в год — после сбора урожая, если, конечно, его удается собрать.

Соответственно, и в обычных условиях не слишком преуспевающие отечественные сельхозпроизводители вынуждены компенсировать недостающие доходы за счет повышения отпускных цен, что по цепочке приводит к росту цен в рознице. А платить в итоге за все приходится покупателю.

Как в данной ситуации помочь сельскому хозяйству, не разорив при этом ритейлеров и не опустошив карманы покупателей? Набор методов известен и уже давно практикуется во всем цивилизованном мире: можно пролонгировать кредиты, выданные аграрному сектору; субсидировать недоурожай; бесплатно выделить семенной фонд на озимый засев. А в случае если наши производители не способны обеспечить население необходимым количеством продуктов, вполне позволительно обнулить таможенные пошлины на некоторые товары. По крайней мере, и дефицит бы побороли, и по карману покупателей это бы не слишком ударило.

Можно зафиксировать цены на энергоносители для транспортировки сельхозпродукции. В особо сложной ситуации можно было бы также организовать государственные биржи для продажи сельхозпродукции. В случае выполнения хотя бы части вышесказанного я, как представитель ритейла, совсем не против того, чтобы зафиксировать наценки на продукты, имеющие «социально значимый» характер.

Недавно в один из наших магазинов пришла прокуратура, чтобы проверить уровень наценок в сети и сделать вывод о наличии или отсутствии спекуляционных тенденций. И что же потом они опубликовали в отчете? Что у нас наценка на гречку 74%!

При этом никто не объяснил, что есть две большие разницы между крупой отечественной, на которую у нас наценка всего 20%, которую активно скупает население, и крупой итальянской, остающейся уделом отдельных гурманов, на которую наценка в 74% должна покрывать все наши импортные расходы. Именно в этой связи меня всегда удивляли попытки замерять социальный фон по премиальным супермаркетам. Мало того что наша доля на рынке составляет менее 1%, так ведь, кроме прочего, не стоит забывать, что предпочтения целевой аудитории подобных торговых сетей кардинально отличаются от запросов подавляющей массы населения.

Тем не менее я не хочу показаться наивным и отдаю себе отчет, что любой бизнес в любой момент может стать разменной монетой, если речь заходит о популистских шагах и желании красиво отчитаться в выполнении поручения руководства страны или города. В большинстве случаев это лишь провоцирует дефицит, так как в подобной ситуации легче вообще вывести из ассортимента пресловутую гречку и не привлекать к себе повышенного внимания проверяющих органов.

Печально лишь то, что вместо желания найти действенные механизмы управления рыночной стихией власти в очередной раз выбирают силовой путь решения проблемы. А страдает от всего этого покупатель, который либо не найдет гречку на прилавке, либо найдет ее сильно подорожавшей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments