Межрегиональная торговая компания (МТК), объединяющая 21 потребительский союз, и ГК «Вестер» заключили договор о совместных закупках в рамках Федеральной торговой компании (ФТК) с 16 федеральными поставщиками. Об этом сообщил 2 декабря в Москве в ходе закрытого круглого стола МТК на «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость» Олег Болычев, председатель совета директоров ГК «Вестер». «Это те 16 поставщиков, которые уже начали отгрузки. Договоренности достигнуты еще более чем с 30 компаниями, еще с 25 находятся в процессе согласования», — подчеркнул он.
По словам Олега Болычева, объем совместных закупок составляет 100 млн. руб. в месяц, примерно половина из них приходится на ГК «Вестер». 30% поставок идет через распределительный центр в подмосковном Томилино, обслуживающий ГК «Вестер». Остальные — напрямую в магазины участников МТК.
К концу 2012 г. количество оптовых партнеров МТК достигнет 100. «В совокупности они будут обеспечивать примерно 60% ассортиментной матрицы. Остальные закупки потребсоюзы, входящие в состав МТК, будут вести самостоятельно у региональных поставщиков», — добавил топ-менеджер.
Совместные закупки станут первым шагом на пути интеграции ГК «Вестер» и потребительских союзов в рамках ФТК. «Также мы планируем утвердить единый маркетинговый план, единый промо-план, единые пост сезонных товаров, единая логистическа и единая информационная система», — подчеркнул Олег Болычев.
«Межрегиональная торговая компания» (ООО «МТК») была учреждена в августе 2011 г. 21 региональным потребительским союзом. В компанию вошли: Нижегородский, Псковский, Смоленский, Новгородский, Удмуртский, Ленинградский, Белгородский, Владимирский, Вологодский, Воронежский, Краснодарский, Мордовский, Самарский, Саратовский, Ставропольский, Ульяновский, Чеченский, Ярославский, Северо-Осетинский и Карачаево-Черкесский потребсоюзы и ГорПО «Урал» (г. Шадринск). Их суммарный розничный товарооборот по итогам 2010 г. составил около 65 млрд руб., а общее количество торговых точек более 9500.
Одновременно была создана Федеральная торговая компания (изначально называлась Сетевая торговая компания). Учредителями стали семь региональных розничных компаний — калининградский «Вестер», тюменский «Партнер-Маркет», омский «Геомарт», красноярские «Каравай» и «Командор», новосибирский «Сибирский Гигант» и МТК. ФТК представляет собой некоммерческое партнерство. Управляющей союзом компанией участники СКМ владеют в долях, соответствующих их доле в объеме закупок. По итогам 2011 г. совокупный оборот компаний-участников ФТК составит 45 млрд руб.
По словам Олега Болычева, на данный момент совместные поставки осуществляются только с потребительскими союзами. «С другими участниками ФТК ведутся переговоры», — заключил он.
Участникам МТК будет сложно обеспечить 60% ассортиментной матрицы совместными закупками, но не невозможно, считает Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. По его словам, практика закупочных объединений в России крайне не развита — к примеру, у участников ТЗС, которая существует с 2008 г., доля совместных закупок по-прежнему составляет «всего несколько процентов от оборота». «Многие сети готовы отказаться от общих закупок, если поставщик сделает им более выгодное предложение. При этом они не всегда отдают себе отчет в том, что это будет разовая акция, а затем все вернется на круги своя», — отметил эксперт.
По мнению Ивана Федякова, новому объединению следует работать над созданием единого бренда и задуматься о выпуске собственной марки, чтобы обеспечить лояльность к нему как покупателей, так и самих участников закупочного союза.