С начала 2011 г. в сегменте сотового рите йла наблюдается рост арендных ставок на торговые площади. Эксперты обуславливают рост не только послекризисным восстановлением рынка недвижимости, но и недавним конфликтом двух сотовых гигантов: «Евросети» и «Связного».
В первом квартале 2011 г. арендные ставки для сотовых операторов выросли примерно на 20-30%. Об этом Retailer.RU в рамках конгресса «Retailer congress 2011. Street retail» рассказал директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.
«Одной из причин роста является конфликт двух сотовых операторов: «Евросети» и «Связного». После того, как «Евросеть» начала применять жесткую политику в отношении конкурентов, арендные ставки начали постепенно повышаться. Арендодатели хотят извлечь из этой ситуации максимальную выгоду: они предлагают продлевать контракты на уже занятые площади тем, кто больше заплатит. Хотя я не думаю, что эта тенденция роста будет долго продолжаться», — уточнил Алексей Могила.
В ГК «Связном» также столкнулись с подобной ситуацией.
«В целом мы замечаем небольшой рост ставок по сравнению с 2009-2010 гг., поскольку после кризиса опять началось активное строительство торговых центров и другой цивилизованной недвижимости, — рассказала Retailer.RU руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. — Ситуация с агрессивным поведением компании «Евросеть» на рынке недвижимости также влияет на увеличение стоимости аренды».
Однако в компании «Евросеть» повышения арендных ставок не наблюдают. Как отмечает оператор, сотовый ритейл всегда был заинтересован в торговых площадях, как в торговых центрах, так и формата стрит- ритейл. Одним из главных критериев, по которому выбирается будущая площадка для салона, является его рентабельность. Если же арендная плата завышается и финрезультаты снижаются, решается вопрос о переносе точки на более выгодное место.
«По большинству объектов, которые мы взяли в аренду в последние месяц-два, арендная плата соответствует рыночной, а в некоторых случаях нам удалось договориться даже на еще более лучшие условия, — поделились с Retailer.RU в «Евросети». — Сейчас происходит вымывание мелких игроков, появляются свободные торговые площади, особенно это коснулось регионов, и арендатору выгодно, чтобы на его торговых площадях «сидел» сотовый ритейл, так как это предполагает высокий трафик».
По оценке руководителя отдела аналитики рынков торговой недвижимости и инвестиций Jones Lang LaSalle Олеси Черданцевой, в среднем сотовые операторы платят около $1800-4000 за кв. м в год.
«Ставки постепенно растут во всех сегментах, это обусловлено ожиданиями роста товарооборота ритейлеров. К тому же «война двух сотовых ритейлеров» действительно влияет на динамику ставок для сотовых операторов – кто больше платит, тот и получает помещение. Это в результате приводит к росту – нездоровому и неоправданному», — отметила эксперт.