Несмотря на все финансовые невзгоды, продуктовый ритэйл в Татарстане держится на плаву. Торговая компания  X5 Retail Group N.V., представленная  в республике сетями "Карусель" "Перекресток", "Пятерочка+", и вовсе демонстрирует увеличение числа покупателей. Но в последнее время ставка делается не на гипер- и супермаркеты, а на экономные  магазины – дискаунтеры. Директор филиала "Приволжский" X5 Retail Group N.V Радик Ибрагимов поделился с "БИЗНЕС Online" секретами успеха, планами по развитию и открыл тайну, куда в полночь исчезают салаты в супермаркетах.

АНТИКРИЗИСНЫЙ РИТЭЙЛ: ВСЯ НАДЕЖДА НА ДИСКАУНТЕРЫ

[Радик Ибрагимов] — Радик Ренатович, прошел год с начала кризиса. Расскажите, что сейчас происходит  на рынке продуктового ритэйла и какие основные тенденции наметились?

— Кризис повлиял на развитие ритэйла в целом, и продовольственного рынка в частности.

Прошла определенная консолидация – сегодня выживают те компании, которые смогли оперативно среагировать на изменение покупательских предпочтений. Люди начали экономить и  покупать  более дешевые товары, выбирая из более узкого ассортимента.

Мониторинг рынка показывает, что развитие крупных форматов немного затормозилось, но хорошо развивается дискаунтер. В этом году с февраля мы открыли 15 магазинов "Пятерочка+" в Казани. Кстати, сегодня мы готовы рассматривать предложения от компаний с тяжелым финансовым положением и занимать освободившиеся площадки, если магазины расположены в достаточно привлекательных с точки зрения покупательского трафика районах, и нас устраивает цена аренды.

— Можете оценить объем рынка продуктового ритэйла в Татарстане в денежном выражении?

— Месяц назад на коллегии министерства промышленности и торговли были озвучены такие цифры: за первое полугодие 2009 года оборот розничной торговли в Татарстане составил 184,5 миллиарда рублей. Это не больше и не меньше, чем в первом полугодии 2008 года (в сопоставимых ценах). По некоторым оценкам, по итогам 2009 года оборот розничной торговли снизится на 2,2 процента. В 2010 году при некоторой стабилизации ситуации в экономике прогнозируется рост розничного товарооборота на 3 процента, в 2011 и 2012 годах – на 2,5 процента.

— То есть сказать, что люди стали меньше тратить, нельзя?

— Судя по официальным данным — нет. Но если посмотреть тренды прошлых лет, до кризиса, тогда шел прирост объемов продаж порядка 10-15 процентов ежегодно, а сейчас показатели встали на одном уровне.

— Есть мнение, что с нарастанием кризиса люди с невысоким достатком снова потянутся на уличные рынки. Вы к этому готовы?

— Низкие цены на рынках — это миф. На рынке, особенно стихийном, часто приходится полагаться лишь на добросовестность продавца: непонятно откуда привезена продукция и проверяется ли ее качество. Иногда для производителя рынок ­– единственная  возможность реализовать товар, который не прошел стандарты качества, чтобы попасть в магазин.

— Демократизации цен в ваших гипер- и супермаркетах не предвидится?

— В гипермаркетах "Карусель" у нас и так демократичные цены, уж не знаю куда более.

Что касается Перекрестков — это бизнес-формат, к которому в компании относятся с большим трепетом. Как показало исследование, проведенное компанией  Nielsen, это один из самых узнаваемых брэндов на территории России. Наши Перекрестки рассчитаны на более состоятельных клиентов, которые заинтересованы покупать более дорогие товары, получать более качественное обслуживание, не стоять в очередях. В супермаркетах мы делаем акцент на fresh – много свежих продуктов и большой выбор готовой еды, а также на широкий ассортимент качественного товара по конкурентоспособным ценам и высокий уровень обслуживания.

— Визит Путина в один из московских Перекрестков в сопровождении чиновников как обсуждался в ваших кругах?

— Если посмотреть на этот вопрос с позиции пиарщика – это выдающееся  стечение обстоятельств. На ценниках товаров с наценкой не более 5% у нас до сих пор есть обозначение – "наценка премьера".

ПРОДУКТЫ ДОРОЖАЮТ, АССОРТИМЕНТ СЖИМАЕТСЯ

— Как изменились предпочтения покупателей с начала финансового кризиса?

— Изменились доли продаваемых товаров в общем товарообороте. Если раньше промышленная группа товаров занимала 53 процента, то с кризисом доли поменялись и теперь продовольственные товары составляют около 51 процентов. С февраля этого года наблюдается смещение потребления в сторону более дешевых продуктов. В нашей республике в начале кризиса правительством были приняты меры по ограничению торговой наценки на продукты первой необходимости на уровне 15 процентов. Наша компания к этому времени успела серьезно пересмотреть свои цены, а наценку на социально значимые товары мы до сих пор удерживаем на уровне 10 процентов.

— Уменьшился ли средний чек? Или, может быть, люди, наоборот, стали покупать продукты про запас?

— Всех пугали кризисом, но от кризиса мы несильно пострадали. Средний чек за девять месяцев 2009 года, по сравнению с предыдущим периодом, в наших гипермаркетах вырос на 13,5 процентов.

— За счет того, что люди больше покупают, или просто цены выросли?

— По данным Росстата, продовольственные товары в июле 2009 года, по сравнению с июлем 2008 года, подорожали на 12,4 процента. При этом рост закупочных цен в сети магазинов X5 достиг 14,3 процента. Однако розничные цены в магазинах сети увеличились только на 11,2 процента, — мы сдерживаем рост цен во многом за счет собственных ресурсов. Благодаря этому наша компания одна из немногих на рынке демонстрирует не снижение, а стабильный рост трафика покупателей.

— Формат гипермаркета в кризис остался востребованным или огромное количество продаваемых товаров стало не нужно?

— Мы свою концепцию – наличие ассортимента и то, какой товар должен быть представлен в каждом из форматов, — естественно, корректируем. В период кризиса мы уменьшили ассортимент гипермаркета "Карусель" до 23-25 тысяч наименований. Держать 10 наименований, например, дешевого сока нет смысла, достаточно двух-трех. Это же товарный запас, который мы оплачиваем.

МЫ НЕ СТАНЕМ ПРОДАВАТЬ НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ МЕСТНЫЕ ТОВАРЫ

[Радик Ибрагимов] — Не первый год обсуждается тема взаимоотношений торговый сетей и татарстанских товаропроизводителей. Минпромторг активно этим занимается, президент республики несколько раз на эту тему высказывался. Существуют ли проблемы на сегодняшний день и удается ли прийти к устраивающему всех варианту?

— Считаю, что наша компания в полной мере выполняет свои обязательства перед правительством республики. Хотя я бы таковыми их не называл. Товары местных производителей  пользуются спросом у населения. Это на самом деле так, люди знают эту продукцию, она им нравится. Для удобства покупателя мы выделяем ее на наших полках специальными маркерами (стопперами).

По такому ассортименту, как хлебобулочные, молочные и мясные продукты,  яйца в наших магазинах доля республиканской продукции составляет около 70 процентов.

Есть только одна причина, по которой мы можем отказать в сотрудничестве — это качество. Мы убеждены, что наш покупатель  –  в дискаунтере  или в гипермаркете – достоин самого лучшего, поэтому вся продукция, реализуемая в наших магазинах, проходит строгий входной контроль. Исключений здесь нет,  в том числе и для местного производителя.  Могу с уверенностью сказать, что мы не станем продавать товар, который  не востребован — низкого качества, с плохой упаковкой. Мы действуем в интересах покупателя и в строгом соответствии с федеральным законом о защите конкуренции и Конституции РФ.

— Основные претензии поставщиков к сетям – это сроки оплаты за поставленную продукцию, а также бонусы и различные виды выплат, которые они требуют с производителей. Они по-прежнему существуют?

— Раньше это было, но уже год или даже больше мы не взимаем бонусов или каких-либо других входных платежей. Что касается отсрочки платежа за поставленную продукцию, у местных производителей более льготный период, чем у других поставщиков аналогичной продукции. Мы готовы продавать продукцию местных производителей. Пожалуйста, пусть расширяют ассортимент, улучшают качество. Между прочим, кризис стимулирует развитие в торговых сетях производства продукции под собственной торговой маркой. В среднем, она на 10-20% дешевле брэндов-аналогов. Ведь значительная доля в себестоимости брэндованных товаров приходится на маркетинговые и рекламные расходы. Владелец собственной торговой марки этих расходов не несет, что позволяет продавать товар гораздо дешевле. В сотрудничестве в этой области мы видим интересные возможности для местных производителей. Сегодня такой опыт уже есть. В перспективе ожидается, что доля private label достигнет 50 процентов в ассортименте Пятерочки+ и 25 процентов в Перекрестке.

— Тема взаимоотношения производителей и сетей затрагивается в новом законе о торговле, который рассматривается сейчас в Госдуме. Какие изменения предвидятся в вашей работе после его принятия?

— Нас радует, что принят правительственный законопроект. Действительно, это компромисс между поставщиками и торговыми сетями. Там лоббируются интересы, больше производителей — может быть, это не очень правильно. Долю на рынке ввели, ограничение по наценкам. Когда идет регулирование цен, тарифов это всегда приводит либо к отсутствию товара, либо, наоборот, повышению цен. На мой взгляд,  государство не должно заниматься экономическими отношениями между поставщиками, производителями – это решает рынок. Функция государства на любом уровне состоит в том, чтобы обеспечить контроль качества и безопасности товаров, чтобы люди четко знали, что они потребляют.

ЧТО ПРИНЕС РЕБРЭНДИНГ СЕТИ "КАРУСЕЛЬ" [Радик Ибрагимов]

— Если говорить про изменение форматов, за последнее время одна из самых интересных перемен была как раз у X5, когда появилась Карусель — взамен части магазинов "Перекресток". Чем продиктовано появление нового брэнда?

— После объединения компаний, которое произошло три года назад (объединение Перекрестка и Пятерочки), образовалась компания X5 Retail Group N.V. Если раньше было два формата – гипермаркет "Перекресток" и супермаркет "Перекресток", то после объединения возник еще и дискаунтер "Пятерочка". В 2008 году после завершения сделки по приобретению сети гипермаркетов "Карусель", руководство решило разделить понятия гипермаркета и супермаркета. Произошло переименование гипермаркетов  "Перекресток" в "Карусель".

— В чем заключается отличие? В ассортименте товара?

— Да, гипермаркеты "Карусель" — своего рода "антикризисный" формат, здесь можно приобрести все под одной крышей, по низким ценам с гарантированным качеством в отличие от продуктовых рынков. В гипермаркетах продается порядка 28-30 тысяч наименований товаров, торговая площадь от четырех тысяч квадратных метров. "Супермаркеты "Перекресток" — это бизнес-формат, к которому компания относится с большим трепетом. Они более компактные — от 10 до 12 тысяч наименований товаров, но ассортимент в них рассчитан на покупателей с достатком выше среднего, и товары представлены более высокой категории. В супермаркетах мы делаем акцент на fresh – много свежих продуктов и большой выбор готовой еды.

— Изменение формата оправдало себя в финансовом плане, ведь это же не просто смена вывески?

— Цель разделить в сознании людей форматы супер- и гипермаркетов себя оправдала. В каждом из форматов мы проводим  различные промо-акции,  например, по спецценам в супермаркетах реализуются одни группы товаров, в гипермаркетах — другие. Раньше у покупателей возникало непонимание. Ребрэндинг помог нам уйти от подобных проблем.  Сегодня можно говорить о том, что финансовые затраты себя оправдали —  рекламные акции стало проводить проще, они стали понятнее для людей. О результатах проведенного в Казани ребрэндинга можно также судить по возросшему трафику. За 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  количество покупателей в гипермаркетах нашего филиала увеличилось примерно на 17%.

— Вы рассказали про три формата, но мы знаем, что у Х5 есть и четвертый – "Зеленый перекресток". Расскажите, что это за формат и планируется ли открытие таких магазинов в Казани?

— Сразу скажу, что в настоящий момент мы не предполагаем открытие в Татарстане формата "Зеленый перекресток" в ближайший год, но планы меняются очень быстро. Первый такой магазин был открыт в Ростове-на-Дону в 2008 году, затем в Москве. В "Зеленом Перекрестке" продаются лучшие деликатесы со всех концов света, элитные сорта сыров, колбас, свежие фрукты и овощи, экзотические лакомства.

—  То есть это магазин класса премиум?

—  Да, конечно. Такого уровня покупателей у нас в регионах маловато.

АШАН ДАСТ ВСТРЯСКУ ВСЕМ ТОРГОВЫМ ОПЕРАТОРАМ КАЗАНИ

[Радик Ибрагимов] — В начале этого года у покупателей возникло некоторое непонимание ситуации в связи появлением магазинов "Пятерочка+". На тот момент в Казани уже были магазины "Пятерочка" компании "Ак Барс Торг", работавшие по франшизе X5 Retail Group.

— X5 Retail Group является владельцем знака "Пятерочка". Мультиформатная сеть компании включает в себя  952 магазина "Пятерочка", число франчайзинговых магазинов на территории России составляет 586. Франчайзинговый  партнер  X5 Retail Group N.V. в Татарстане — ООО "Ак Барс Торг". А под брэндом  "Пятерочка+" с начала года компания развивает в Татарстане собственную сеть. В настоящее время у нас уже  15 магазинов.

Я считаю, что мы неплохо развиваемся. Мы рассчитывали на увеличение товарооборота наших дискаунтеров за счет притока людей из других форматов на волне острой чувствительности покупателя к изменению цены. Но реакция покупателей превзошла все наши ожидания — приток покупателей по итогам третьего квартала 2009 года составил по регионам до 17 процентов, — такого мы не видели даже в лучшие докризисные времена.

— А такие сети, как "Магнит", "Эдельвейс" вам не конкуренты?

— Безусловно, мы соревнуемся  друг с другом в привлечении и удержании большего количества покупателей. Мы позиционируем "Пятерочку+"  как ценового лидера.

—  Известно, что существуют планы по приходу Ашана в Казани. Как это может повлиять на рынок продуктового ритэйла?

— Думаю, он сделает встряску. Торговые операторы проснуться, начнут более активную работу в сторону улучшения своих торговых процессов. Конкуренция – это здорово.

— То есть вы уже готовитесь к приходу Ашана?

— Мы готовимся, естественно. Но ведь еще не совсем понятно, придут они или нет. Об этом говорится уже года два или три. Посмотрим. Так же говорили об открытии Carrefour  в Москве, но существенного влияния на рынок в Москве оно не произвело, более того в настоящее время  компания уходит с российского рынка.

— В средствах массовой информации сообщалось о планах Х5 по дальнейшей экспансии сети за счет поглощения сети "Патэрсон". Вы можете это прокомментировать?

— Я могу сказать только то, что компания Х5 подала заявку в ФАС на получение согласия на эту сделку. Что касается комментариев, мы не разглашаем  условий договоров до завершения сделки.

— Была информация также о планах вхождения капитала Х5 в Wal-Mart, можете что-то сказать по этому поводу? И вообще, в чем отличие западных торговых сетей от наших?

— Крупнейшая в мире сеть Wal-Mart работает в США с 1962 года. Возможные выходы на российский рынок Wal-Mart International изучает давно. Могу сказать только, что у Wal-Mart действительно есть чему поучиться. Система работает как часы: к примеру, информация о сломанном прилавке-холодильнике или незакрытой двери в холодильной камере сразу же отражается на мониторах в центральном офисе. Не зря сеть занимает первое место в мире.

ЦЕЛЬ – 25% РЫНКА ПРОДУКТОВОГО РЫНКА

— Приход Х5 в Татарстан коренным образом изменил лицо продуктового ритэйла. Раньше вас пришел Рамстор и Патэрсон, но они не внесли таких перемен. С какими проблемами в республике вам пришлось столкнуться на начальном этапе?

— Первый гипермаркет "Перекресток" мы открыли в торговом комплексе "Савиново" в 2005 году, как раз перед тысячелетием Казани. Это был сотый "Перекресток" в сети. И я считаю, что мы завоевали популярность именно удачным открытием этого гипермаркета. Мы учли особенности менталитета покупателей: акцент был сделан на продаже продукции местных производителей, национальной выпечки, салатов. Были привлечены местные специалисты. Конечно, были и сложности рабочего характера. Нашу систему работы долго не могли понять местные производители. Многие из них впервые столкнулись с электронным документооборотом и системой электронных платежей. Сейчас, конечно, все это уже в прошлом. Филиал заметно вырос. Численность работников филиала "Приволжский" в настоящее время составляет более 2 тыс. человек.

— Когда вы поняли, что успех пришел, в хорошем смысле пройдена точка невозврата?

— Вы считаете, что она пройдена?

— Сложно представить сейчас Казань без магазинов сети Х5…

—  В ритэйле не бывает так, чтобы можно было расслабленно почить на лаврах. Вот придет на рынок новый игрок, разве он даст нам уснуть здесь? И это здорово – есть конкуренция, значит, есть развитие.

— Расширение вашей сети планируется в дальнейшем?

— Магазины Приволжского филиала компании X5 RETAIL GROUP N.V.,  располагаются не только на территории Республики Татарстан. Формат "Карусель" так же представлен Башкортостане и Удмуртии, "Перекресток" — в Марий Эл.  Кризис в стране провоцирует успешное развитие формата "дискаунтер" – мы будем продолжать открывать новые магазины, как в Казани, так и в других городах республики.

— Какой магазин в Казани по покупательскому трафику, по выручке самый успешный?

— Это магазины в торговых центрах "Савиново" и "Тандем". Они приблизительно одинаковые. С точки зрения парковки Тандем, конечно, более удобный.

— Какой доли компания предполагает достичь на рынке РТ?

— Российский рынок еще очень далек от насыщения современной розничной торговлей.  X5 Retail Group N.V — крупнейший оператор, при этом наша доля рынка в России составляет порядка  5% .  Как в России, так и Татарстане  нам есть еще к чему стремиться.

20 ТОНН САЛАТОВ

— Среди обывателей ходят слухи, что салаты, куры-гриль и значительная часть продукц [Радик Ибрагимов] ии собственного приготовления делается из просроченных и снятых с реализации продуктов. Откуда возникают такие слухи?

— Эти слухи возникают от отсутствия информации. Контроль качества у нас осуществляется на двух уровнях: при приеме товара от поставщика в распределительном центре и в магазинах компании. Ежедневно происходит списание испорченных товаров.

Внутриведомственная лаборатория проверяет продукцию собственного производства. Уверяю вас, мы не зарабатываем на гнилых, просроченных продуктах, мы зарабатываем на качественной продукции. Хлебобулочные изделия, выпечка, домашние салаты, готовые блюда и полуфабрикаты, реализуемые в гипермаркетах "Карусель" и супермаркетах "Перекресток", приготовлены  из свежего доброкачественного сырья,  в том числе выращенного и произведенного в Татарстане. Из года в год идет увеличение объемов продаж собственной продукции. Это говорит о том, что покупатели верят в ее качество. В месяц один гипермаркет реализует порядка 20 тонн салатов. Представьте, это два десятитонных КАМАЗа.

— Вечером поздно идешь в магазин – там масса салатов непроданных, возникает вопрос, куда все это девается на следующий день?

— Наши гипермаркеты работают до 12 часов ночи. Вся продукция собственного производства реализуется день в день. Перед закрытием я частенько объезжаю наши магазины, пирогов там не бывает, да и салатов остается крайне мало. Я всегда говорю: "Покупатель пришел, хотел купить пирог, а у вас его нет. Почему?". Нужно учитывать, что производство у нас встроено в магазины, и площади ограничены, но это уже совсем другая проблема.

— Наверное, нет магазинов, где бы ни сталкивались с воровством. Вырос ли его масштаб в кризис?

— Безусловно, кризис подтолкнул  развитие этой проблемы. У нас есть служба собственной безопасности, также мы привлекаем для охраны магазинов ЧОПы.

— Самый необычный продукт, который у вас украли? Или способ воровства?

— У нас есть магазин, где в последнее время с завидным  постоянством исчезает вермут "Мартини".

В ГОСТОРГОВЛЕ БЫЛО ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ…

[карусель] — Вы для себя продукты где покупаете: в своей сети или у конкурентов — чтобы узнать ценовую политику, оценить обстановку?

— В основном, я лично покупаю у себя в Карусели (в ТЦ "Савиново" — ред.). И дочь, например, ревностно относится, если мы заезжаем в другие магазины.

— Вы с самого основания работаете здесь? И где работали раньше?

— С самого начала трудовой деятельности я работал в торговле. В 1979 году, когда учился в институте – хлеб принимал по ночам. После окончания института работал замдиректора, директором магазина, это еще при госторговле, был коммерческим директором Кировского райпищеторга.  Потом ушел в частную торговлю, принимал участие в реконструкции и открытии магазина "Меридиан" (у парка им. Горького – ред.). Открывал магазины бытовой техники, после чего по конкурсу пришел на работу в торговый дом "Перекресток".

Наталья Голобурдова, Ринат Билалов

Визитная карточка [Ибрагимов Радик] руководителя

Ибрагимов Радик Ренатович
Директор филиала "Приволжский" X5 Retail Group N.V., (магазины "Карусель", "Перекресток", "Пятерочка+")
Родился и вырос в Казани
Образование  высшее экономическое  (Казанский государственный финансово-экономический институт, 1983 г.).
С 1 февраля 2005 года работает в компании  X5 Retail Group N.V.
Стаж работы в розничной торговле — 30 лет.
Женат, имеет двоих детей.

 

Справка

X5 Retail Group N.V. — крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Работает под брендами "Пятерочка" (в Татарстане "Пятерочка+"), "Перекресток" и "Карусель". 18 мая 2006 года произошло слияние компаний "Пятерочка" и "Перекресток" с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 года X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов "Карусель". Сейчас X5 занимает 5% российского рынка розничной торговли.

На 30 сентября 2009 года под управлением компании находилось 1 тыс. 217 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и еще 40 городах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя  952 дискаунтера "Пятерочка" и "Пятерочка+" формата "мягкий дискаунтер", 210 супермаркетов "Перекресток" и 55 гипермаркетов "Карусель". На 30 сентября 2009 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 586. В общей сложности в компании работает порядка 80 тыс. человек.

Чистая выручка X5 Retail Group за 2008 год, включая Карусель по проформе достигла $8 892 млн., показатель EBITDA составил $803 млн. Cкорректированная чистая прибыль (без учета неденежного списания goodwill) составила $112 млн. За 9 месяцев 2009 года  чистая розничная выручка достигла $6,053 млн.

Акционерами X5 являются Альфа-групп — 47,9%, основатели Пятерочки — 23,1%, менеджмент компании – 1,9%, казначейские ГДР (Treasury Stock) — 0,1%. В свободном обращении находятся 27,0% акций в форме ГДР (тикер на Лондонской фондовой бирже — FIVE).

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments