В апреле в Тюмени открылся второй гипермаркет федеральной розничной сети "Лента". Ритейлер первый открыл в областном центре сразу два магазина такого формата. О том, насколько тюменский рынок интересен для "Ленты", как компания планирует развиваться в будущем и о том, могут ли потребители доверять качеству продуктов в магазинах мы поговорили с генеральным директором сети "Лента" Яном Дюннингом.

— "Лента" недавно открыла второй магазин в Тюмени. Как вы считаете, насколько насыщен рынок розничной торговли в нашем городе? Может ли он вместить, например, еще один гипермаркет вашей сети?

– Рынок в России, в целом, еще далек от насыщения современными форматами розничной торговли. Пять крупнейших федеральных компаний занимают чуть больше двадцати процентов российского рынка. "Цивилизованной" рознице есть куда расти.

Ситуация с гипермаркетами в крупных городах везде разная. В Тюмени, например, уровень насыщенности гипермаркетами довольно высок. Сегодня в городе с населением чуть больше 610 тыс. человек работает 12 гипермаркетов – это сложившийся конкурентный рынок. Уровень проникновения здесь выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге и приближается к европейским показателям. Однако географически гипермаркеты в Тюмени распределены неравномерно – большая часть расположена в Восточном районе, а три четверти населения города практически не охвачено большими магазинами. Поэтому потенциал развития еще есть, но он, безусловно, ниже, чем в городах с населением менее 300 тыс. человек, где этот формат представлен очень слабо. В этом смысле нам интересна не только Тюмень, но и крупные города региона тоже.

Востребованность дополнительных магазинов "Лента" подтверждается результатами телефонных опросов. Согласно исследованию компании О+К, "Лента" лидер по доле рынка в городе – 15% в 2013 году, с высокой долей лояльных покупателей.  А число тех, кто предпочел бы совершать покупки в "Лента", если бы она была более удобно расположена, превышает количество фактических покупателей на 67%. Все это говорит о том, что жители города ждут открытия новых магазинов нашей сети.

— Один из первых гипермаркетов в регионах России “Лента” открыла именно в Тюмени? Чем наш регион привлекателен для вашей компании?

– Мы ориентируемся на доходы населения и покупательский спрос. По этим показателями Тюмень существенное опережает большинство российских городов. Кроме того, в регионе наблюдается устойчивый рост населения, а темпы развития розничной торговли опережают общероссийские показатели. Тем более власти региона и города делают все возможное для комфортного развития ритейлеров.

— Как компания "Лента" отреагировала на тот факт, что "Ашан" открыл свой гипермаркет практически напротив "Ленты"? Были ли приняты какие-то меры, чтобы отстроиться от конкурента? В чем преимущество "Ленты" по отношению к любому конкуренту?

– Соседство с конкурентами – довольно частый случай в нашем бизнесе, поэтому мы абсолютно комфортно себя чувствуем. Как правило, от соседства двух крупных магазинов выигрывают оба, поскольку увеличивается трафик покупателей. Однако больше всего выиграют жители Ленинского округа, которые могут выбрать магазин наиболее удобный и экономичный. Мы со своей стороны будем стараться предложить нашим покупателям низкие цены, широкий ассортимент, качественные товары и хороший сервис.

Цена – ключевой параметр, который отличает нас от конкурентов. Мы исходим из того, что цены на основные товары в наших магазинах должны быть на 5% ниже. Любой покупатель наших гипермаркетов может за символические деньги приобрести карту лояльности "Лента", которая даст автоматическую скидку на весь ассортимент в размере пяти процентов. Кроме того, мы сейчас думаем о запуске специальной социальной карты, которая даст дополнительные 3–8% скидки к карте лояльности социально незащищенным категориям граждан. Нас также выбирают за хорошее предложение свежих продуктов, продукции местных производителей, а также возможность без ущерба качеству сэкономить на товарах под нашими собственными торговыми марками "365 дней" и "Лента".

— С 2013 года компания "Лента" начала открывать магазины в формате супермаркет. Могут ли они появиться в Тюмени?

– Наш основной бизнес – гипермаркеты, мы начинали с этого формата в Санкт-Петербурге и продолжаем делать на него ставку в рамках нашей стратегии развития в общероссийском масштабе. Супермаркеты – это экспериментальный вариант, который был специально создан под московский рынок. В столице довольно сложно найти подходящие площадки под гипермаркеты, а те, которые доступны, стоят очень дорого. Поэтому в Москве мы решили открывать магазины меньшего формата на арендуемых площадях – это быстрее, дешевле и обеспечивает меньшие сроки окупаемости. В 2013 году мы открыли 10 супермаркетов в Москве и в этом году откроем еще несколько магазинов. В другие регионы выходить с этим форматом мы пока не планируем.

— Расскажите о новом тюменском магазине подробнее – в чем его главные отличия от привычного покупателю гипермаркета "Лента"?

– Отличие, прежде всего, в ассортименте – в новом магазине он существенно шире, 24 тыс. наименований товаров против 20 тыс. позиций в "Ленте" на Мельникайте. Более того, с момента открытия нового магазина с помощью карты лояльности "Лента" мы тщательно изучили покупательский спрос в городе, поэтому его ассортимент сформирован с учетом этих особенностей. Кроме того, в новом гипермаркете у нас работает собственное кафе "В Ленте – по-домашнему", где вы можете отдохнуть и перекусить после покупок. Конечно, мы не забываем и про наш первый магазин в городе. В прошлом году мы реконструировали торговое пространство и оснастили его новым оборудованием, сделав гипермаркет более удобным для покупателей.

— Могут ли жители других городов Тюменской области: Тобольска, Ишима, Ялуторовска и Заводоуковска рассчитывать на то, что "Лента" откроется у них? С учетом того, что самый крупный из этих городов – Тобольск – населяет всего 100 тыс. человек, а остальные – и того меньше.

– Мы развиваем магазины крупного формата и ориентируемся на города с населением от 100 тыс. человек. В таких городах мы можем быть эффективны и обеспечивать низкие цены для наших покупателей. Поэтому Тобольск нам очень интересен, другие города в меньшей степени. При этом я уверен, что при отсутствии инфраструктурных и логистических ограничений другие современные форматы будут все активнее проникать и в города с небольшим числом населения.

— У некоторых потребителей есть устоявшееся мнение, что крупные гипермаркеты просроченную продукцию отправляют в переработку, в собственное производство. Существует ли такая практика?

– Я думаю это заблуждение и миф. В крупных сетях, и в "Ленте" в первую очередь, существует многоступенчатая система контроля качества – на уровне закупки, на уровне приемки в магазин, на стадии выкладки товара. Современная система менеджмента качества позволяет нам точно знать, где и сколько товара у нас находиться, какие у него сроки годности и когда его пора снимать с продажи. Вся просроченная продукция либо возвращается поставщику, либо утилизируется. Мы не используем "просрочку" вторично. Для собственного производства у нас создан пул отдельных поставщиков, с которыми мы работаем на специальных условиях. Мы много инвестируем в качество: всесторонний контроль продукции поставщиков, средства в современное холодильное оборудование и оборудование торгового зала, складские помещения, средства в обучение и мотивацию персонала. Нам просто не выгодно обманывать покупателя, потому что в конечном итоге это сказывается на репутации магазина и продажах, а все инвестиции обесцениваются. Репутация выстраивается долгие годы, а потерять ее можно в один день. Мы рассчитываем, что наши гипермаркеты будут работать много лет, поэтому строим свои отношения с покупателями на долгосрочную перспективу.

— В Тюменской области реализуется программа "Покупаем тюменское", согласно которой каждый ритейлер, который заходит на тюменский рынок должен определенную долю в ассортиментной матрице отдать товарам местных производителей? Как вы в принципе относитесь к подобной ситуации? Насколько важно присутствие местных товаров на полке "Ленты"?

– "Ленту" не нужно уговаривать принять местных поставщиков "на полку". Мы с удовольствием расширяем свой ассортимент за счет локальных товаров при условии их соответствия стандартам качества. Товары местного производителя выделены специальной зеленой вставкой и их без труда можно найти на полке. Тюменцы доверяют местным производителям зачастую больше чем федеральным, зачем нам ограничивать их в доступе к привычным товарам? Оборот молочной продукции и колбасных изделий в наших магазинах в Тюмени более чем на 50% обеспечен локальными продуктами, хлеб и яйца – на 75%. И таких примеров довольно много. Сегодня в тюменских гипермаркетах представлено 22 лучших местных производителя, в том числе "Тюменский хлебокомбинат", "Ишимский мясокомбинат", "Тюменьмолоко", "Тюменской бройлер". Мы рассчитываем постепенно расширять этот список.

— Многие местные поставщики в разговоре жалуются на жесткие условия федеральных сетей. В частности, на большие бонусы и маркетинговые платежи, которые с них требуют. Насколько позиция "Ленты" лояльна по отношению к местным поставщикам в этом отношении?

– Мы предъявляем строгие требования абсолютно ко всем своим поставщикам, потому что мы в ответе перед нашими покупателями. Для нас главное – качество продукции, гарантированный объём и сроки поставки товаров. Когда в 2006 году "Лента" открыла свой первый гипермаркет в городе, для многих местных производителей сотрудничество с нами казалось невозможным: такими жесткими казались требования "Ленты" по документообороту, своевременности поставок и их объему. Тогда казалось, что даже элементарное условие – поставка продукции на паллетах – выполнить невозможно. За эти годы локальные поставщики научились работать с крупными сетями.

— География присутствия "Ленты" в России заканчивается в Сибирском федеральном округе. Планируете ли вы выход на рынок Дальнего Востока?

– Сегодня в России есть логистические ограничения на развитие крупных продуктовых форматов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Стоимость доставки продуктов, особенно свежих, до гипермаркетов на такие расстояния при условии поддержания их высокого качества пока слишком высока. Ситуация постепенно улучшается, развивается транспортная и складская инфраструктура. В ближайшее время мы планируем открыть гипермаркет в Красноярске – это будет самый "восточный" магазин "Ленты". Но мы продолжаем пристально изучать возможности для дальнейшего развития на восток.

— Планируется ли выход на международный рынок?

– Российский рынок предлагает огромные возможности для роста. В России сегодня на 1 млн. человек приходится 5 гипермаркетов, в то время как в Чехии этот показатель составляет 28, поэтому нам есть куда расти. Мы российская компания и ориентированы исключительно на отечественный рынок. Наша основная задача – сделать российского потребителя счастливым.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments