В минувшую пятницу ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) опубликовало итоги работы в первом квартале этого года. Развитие собственной розничной сети и приобретение действующих игроков не избавили компанию от расходов на привлечение абонентов, они, как ни удивительно, выросли. Зато маржа от приобретения МТС низкорентабельной сотовой розницы ожидаемо снизилась.
В первом квартале текущего года затраты МТС на привлечение одного абонента существенно выросли и достигли 742,8 рублей (показатель SAC). Для сравнения: в первом квартале 2008 года SAC составил 715,7 рубля, а в четвертом квартале прошлого года — 665,4 рубля. Расходы оператора на привлечение абонентов складываются из выплаты дилерских вознаграждений и издержек на маркетинг. На начало года в распоряжении МТС было около 1600 монобрендовых точек продаж, в феврале этого года компания купила сеть "Телефон.ру" (512 салонов) за $60 млн, а в марте 100% акций салонов связи "Эльдорадо" (380 точек) за $22,5 млн. В итоге розничная сеть оператора расширилась примерно до 2600 салонов. Однако, как ни странно, появление собственных каналов продаж (через них МТС продает около 30% своих контрактов) привело не к снижению, а, напротив, увеличению стоимости привлечения абонента.
Однако в МТС довольны своими достижениями на рынке сотовой розницы и, более того, обещают продолжить развитие этого направления. "У нас действительно вырос SAC в России. Кризис привел к банкротству многих дилеров, а оставшиеся на рынке подняли комиссию, чтобы выжить. В этом, в том числе, и причина развития нами монобрендовой сети — избежать бесконечного повышения комиссий мультибрендом", — пояснила Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС.
Помимо того что выросла стоимость привлечения абонентов, компания снизила и свои показатели эффективности. Консолидированный показатель OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов), номинированный в долларах, снизился на 29,3% по сравнению с первым кварталом 2008 года — до $831,5 млн (маржа OIBDA составила 46,0%). Как поясняет сама компания, снижение маржи произошло как раз из-за существенных инвестиций на создание монобрендовой розничной сети. Кроме того, маржинальность операций в сегменте сотового ритейла, которую теперь вынуждена учитывать МТС в своей отчетности, на порядок ниже, чем на рынке сотовой связи.