Петербургская аптечная сеть «Первая помощь» на этой неделе открыла в Москве третью аптеку. Это часть масштабного проекта, который питерцы запустили недавно. Планируется, что до конца 2006 г. в столице будут открыты еще 20 аптек, и это только начало. К 2008 г. «Первая помощь» планирует контролировать 10% московского рынка. Аналитики считают перспективы такого продвижения рискованными. Участники рынка тем более сомневаются в том, что питерцы имеют шансы потеснить местных игроков.
«Первая помощь» – вторая по величине аптечная сеть Санкт-Петербурга, основана в 1997 г. За время существования количество аптек сети выросло до 80, в их числе 30 фармамаркетов (формат открытой торговли, когда покупатель может самостоятельно выбрать покупку на стенде). Показатели продаж компании повысились с 1 млн долл. (1997 г.) до 57 млн долл. (2005 г.), за прошлый год оборот увеличился на 38%. При этом доля парафармацевтики в ассортименте компании составляет 60%. По собственным данным, на петербургском рынке торговли лекарствами «Первая помощь» контролирует 18%. Как RBC daily объяснили в компании, причиной выхода на московский рынок стала его заметно большая емкость, нежели у рынка в Северной столице. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день на московском рынке действуют десятки сетевых операторов, среди которых такие гиганты, как «Аптечная сеть 36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», «Старый лекарь», «Столичные аптеки». Всего же в Москве около 3600 аптечных учреждений, причем среднемесячный оборот одной столичной аптеки – около 40 тыс. долл., что гораздо больше, чем в Питере (около 25 тыс. долл.).
Несмотря на то что в Москве аптечная сеть развита очень хорошо, в компании все-таки видят шанс найти собственную нишу. Открытие одной аптеки в столице обходится компании в 100-120 тыс. долл. «Первая помощь» до конца 2006 г. открыть 20 фармамаркетов в Москве, а петербургскую сеть расширить до 120 аптек, после чего ежегодно открывать по 20 аптек в столице. При этом покупать московскую недвижимость в компании не стремятся, вкладывая деньги в ремонт и оборудование под единый стандарт арендованных помещений. Как заявили RBC daily в компании, своим конкурентным преимуществом в «Первой помощи» считают программы лояльности, ориентированные на постоянных покупателей, а вовсе не демпинговые цены.
Конечно, выходя на московский рынок, в компании не могут не думать о серьезных конкурентах в лице крупных московских операторов, таких как «36,6» и «Доктор Столетов». Однако соседство крупных частных и государственных аптек не смущает конкурента, как уверяет коммерческий директор «Первой помощи» Петр Грек. «По нашим оценкам, московский рынок куда легче петербургского, – утверждает он. – Во-первых, в столице самая большая емкость рынка, во-вторых, москвичи тратят ежегодно на лекарства порядка 75 долл. на душу населения, тогда как питерцы – всего 38 долл.». Кроме того, г-н Грек уверен, что в Москве лишь одна аптека на 9 тыс. человек, тогда как в Санкт-Петербурге на одну аптеку приходится по 4-5 тыс. человек. «Таким образом, получается, что маржинальная прибыль от 20 аптек сети в Москве будет сопоставима с прибылью от 70 аптек в Петербурге», – считает коммерческий директор. В компании планируют, что суммарная реализация товаров в столице составит в 2008 г. порядка 90 млн долл., что при прогнозируемом объеме аптечного рынка Москвы в 1 млрд долл. будет составлять около 10% от него.
Аналитики приводят свои цифры емкости и плотности московского рынка, несколько отличающиеся от тех, на которые надеются в «Первой помощи». По данным DSM Group, в Москве на одну аптеку приходится 2,89 тыс. чел., в России – 3,15 тыс. чел., а в Питере – 3,21 тыс. чел. Таким образом, рынок Москвы более насыщен, чем рынок Питера. В таких условиях выход на плотно занятый аптечный рынок Москвы – возможный, но очень рискованный вариант развития для компании. «Для менеджмента «Первой помощи» – это смелый шаг, – говорит RBC daily генеральный директор DSM Group Александр Кузин. – Сейчас на рынке уже есть примеры, когда аптечные площади начинают заниматься другим бизнесом. Не исключаю, что в ближайшие несколько лет лидерские позиции будут сданы одними и завоеваны другими. В лидерах останутся только игроки, которые реально вкладывают деньги в развитие своих аптек».
Благоприятные обстоятельства, сложившиеся на московском аптечном рынке, стараются в полной мере использовать и местные игроки. Так, к примеру, «Аптечная сеть 36,6» открывает ежегодно более 50 аптек в Москве. При этом, развиваясь в формате фармамаркета, конкурирующие сети фактически работают на одном поле. «Потенциал московского аптечного рынка постоянно привлекает новых игроков, – говорит RBC daily директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами «Аптечной сети 36,6» Андрей Сливченко. – Ежегодно в городе открывается и закрывается примерно одинаковое количество аптек».
Оценивая перспективы выхода на рынок нового конкурента, г-н Сливченко отмечает, что у «36,6» есть, что противопоставить экспансии. Кроме того, он отмечает фактор арендной платы, традиционно растущей в Москве как на дрожжах: «Немногие ритейлеры, в том числе и аптечные сети, могут эффективно работать в условиях постоянно растущих арендных ставок – эти платежи могут нивелировать доходы от более высокого уровня продаж в столице». Представители другой крупной столичной аптечной сети уверены, что московский рынок давно поделен между местными игроками. «Трудно сказать, насколько актуально присутствие в Москве еще 100 торговых точек, – сказал RBC daily представитель одной из крупнейших аптечных сетей Москвы. – Трудно сказать, что может сделать «Первая помощь» для завоевания потребителей. Те услуги, о которых заявляла сеть в качестве чего-то нового, уже давно предлагаются московскими сетями. А привлекать клиентов за счет ценового демпинга вряд ли удастся». В настоящий момент в качестве конкурентов новичка, похоже, не рассматривают, но компанию это не смущает. «Конечно, кому-то расширение рынка за счет эскпансии в Москву может показаться авантюризмом, но мы основывались на тщательно проработанных исследованиях и собственном многолетнем опыте работы, – заявил RBC daily г-н Грек. – Выход на московский рынок – это только начало расширения нашего присутствия на российском рынке».