Как стало известно «Ъ», компания «Седьмой континент» приступает к проекту по созданию на месте своих супермаркетов в центре города нового для себя формата — гастрономических бутиков. Первым таким объектом станет супермаркет в здании гастронома «Смоленский» на Смоленской площади. Эксперты соглашаются, что старые магазины сети требуют перепрофилирования, однако считают, что «Седьмой континент» чрезмерно увлекся многоформатностью.
О планах «Седьмого континента» по реконструкции «Смоленского» (торговая площадь около 1, 5 тыс. кв. м) и развитию нового формата торговли «Ъ» сообщили участники рынка и партнеры компании. «Речь идет о реконструкции старых супермаркетов большой площадью, расположенных в наиболее удачных местах, под формат, аналогичный «Глобусу гурмэ» или Fauchon, то есть еще более дорогой, чем магазины «Пять звезд»», — рассказали «Ъ» в компании-партнере «Седьмого континента» по проекту. «Смоленский» предполагается полностью реконструировать под «гурманский» формат: установить новое торговое оборудование, изменить оформление витрин и ассортиментную матрицу под торговлю деликатесами и продуктами класса «премиум». В компании «Седьмой континент» подтвердили закрытие супермаркета на ремонт, однако сроки и подробности будущего проекта назвать отказались.
Ъ В сеть «Седьмой континент» входит 114 магазинов, работающих в четырех форматах: «Пять звезд» (27 магазинов), универсам (56), «Магазин у дома» (29) и «Наш гипермаркет» (2). Основные владельцы — Александр Занадворов и депутат Госдумы Владимир Груздев. «Седьмой континент» занимает девятое место в рейтинге «Топ-50 российских ритейлеров» по итогам 2005 года с оборотом в $856 млн.
По данным источника «Ъ», вслед за «Смоленским» реконструкции под так называемый формат gourmet shop подвергнутся и некоторые другие объекты сети «Седьмой континент», расположенные в зданиях бывших советских гастрономов в историческом центре города. Среди них гастроном «Центральный» на Большой Лубянке и гастроном на улице Серафимовича в здании Театра эстрады.Аналитики соглашаются, что крупные гастрономы, которые были не только первыми магазинами «Седьмого континента», но и вообще одними из первых сетевых магазинов в Москве, сегодня уже не отвечают требованиям рынка. «Эта недвижимость очень дорогая, и ее действительно можно использовать более изощренно и профессионально, чем под обычный супермаркет, — говорит генеральный директор компании «Магазин магазинов» Анна Ширяева. — Открывать супермаркеты в этих гастрономах было выгодно только на первом этапе. Сегодня их целесообразнее развивать ближе к жилым зонам. А формат гастрономического бутика, как раз не предполагает массовости».
В то же время эксперты скептически считают, что «Седьмой континент» пытается развивать сразу слишком много форматов, и отмечают, что гастрономические бутики — довольно сложный бизнес. «Место Смоленского гастронома действительно подходит под гастрономический бутик, однако непонятно, зачем «Седьмому континенту» развивать новый дорогой формат, имея «Пять звезд»», — говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. С ним согласен генеральный директор ООО «Городской супермаркет» (сеть «Азбука вкуса») Владимир Садовин: «Формат «Пять звезд» формально присутствует в нашей премиумнише, но «Седьмой континент» сегодня не предпринимает никаких активных действий по его развитию. Мне кажется, что в России гастрономические бутики вообще пока развиваются не очень успешно. Это показывает опыт Fauchon и Hediard».
Ритейлеры, развивающие продуктовые бутики, тоже осторожно оценивают планы «Седьмого континента». «Понятие гастрономического бутика предполагает в первую очередь монобрэндовую торговлю. Я сомневаюсь, что «Седьмой континент» может пойти на такой шаг. Даже их формат «Пять звезд» не тянет на премиум-сегмент, — говорит генеральный директор Столичной торговой компании (управляет сетью «Глобус гурмэ», бутиками Fauchon и Hediard) Андрей Яковлев. — В Москве потенциальных потребителей магазинов премиум-сегмента — около миллиона человек, гастрономических бутиков — 150-200 тыс. Поэтому дорогие форматы, в том числе бутики, привлекают многих инвесторов и ритейлеров, но они не осознают всех сложно стей таких проектов».