В Новосибирске открылись первые магазины сети «Монетка». Новый игрок будет бороться за деньги любителей низких цен, готовых ради экономии смириться со скудным ассортиментом. Но, как утверждают новосибирские ритейлеры, покупатели такие в Новосибирске уже есть, хотя заработать на них непросто.
Справка: Сеть «Монетка» основана в 2001 году в Екатеринбурге. Развивается компанией «Элемент Трейд», которая также управляет сетями «Монетка-Супер» и «Райт». В составе сети на январь 2011 года — 235 магазинов, из них 21 — универсамы «Монетка-Супер» и 214 — дискаунтеры «Монетка». Магазины «Монетка» работают в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской и Московской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах и Республике Башкортостан.
Первый новосибирский магазин «Монетка» (площадь 300 кв. м) заработал в конце июня в части помещения, которое в свое время занимал универсам сети «Квартал» на ул. Дачная. Соседом и ближайшим конкурентом новичка стал магазин сети «Удобный» (работает в формате мини-ярмарки с заприлавочной торговлей). «Монетка» расположилась в густонаселенном районе, но само расположение магазина трудно назвать удачным — его почти не видно с дороги из-за окружающих дом деревьев. Из крупных сетевых магазинов поблизости расположены «Холидей Классик», «Супермаркет» (бывший «Патэрсон») и «Холди Дискаунтер».
Сегодня, как сообщил управляющий регионом «Сибирь» сети «Монетка» Алексей Габидулин, в Новосибирске работает уже три магазина (чуть позже были открыты магазины на ул. Блюхера и Богдана Хмельницкого в ТЦ «Калининский универмаг»).
Формат «Монетки» определен как дискаунтер, что подразумевает низкие цены и ограниченный ассортимент. Выбор брендов в магазине действительно невелик. Существенную долю на полках занимают продукты без торговых марок, изготовленные по заказу «Монетки»: макаронные изделия, растворимый кофе, сгущенное молоко, кондитерские изделия и т.д.
Обращает на себя внимание значительное количество продуктов, изготовленных на Урале, среди которых есть и колбасы, и замороженные полуфабрикаты. Одновременно с Новосибирском компания открыла магазин в Кузбассе, чем вызвано, видимо, появление на полках недорогих молочных продуктов из Кемеровской области.
Цены невысоки, но понять, насколько они «убойные», можно, только оценив качество продукта. Там не менее «Молочная» вареная колбаса (челябинского производства) стоит 105 рублей за кг, замороженные куриные окорочка — 79 руб., десяток яиц (без ячеек) — 19,9 руб., фруктовые нектары (собственной марки) — 29 руб.
Единственное существенное отличие «Монетки» от существующих в Новосибирске аналогов («Холди Дискаунтер», «Лидер экономии») — наличие в ассортименте несвойственных таким магазинам непродовольственных товаров. Здесь можно купить дешевые скейты, наборы для шашлыка, резиновые тапки и даже велосипед.
«Монетка» — сейчас крупнейший ритейлер восточной части России. По данным рейтинга газеты «КоммерсантЪ», оборот компании в 2010 году составил около 28 млрд рублей (без НДС, рост по сравнению с 2009 годом 30 %). Для сравнения — самая большая сибирская компания «Холидей» наторговала в прошлом году на 23 млрд рублей. В последние годы компания быстро растет, уже опередив своих земляков — екатеринбургскую сеть «Купец», которая некогда была лидером местного рынка.
Эксперты предсказывают «Монетке» долгий и тяжелый путь на местный рынок. Имея в распоряжении, прежде всего, мелкий и средний форматы, компании придется потратить немало времени на то, чтобы занять здесь значимую нишу. Не имея же больших объемов закупок у местных поставщиков, «Монетка» вынуждена будет на первом этапе завозить часть продуктов из Уральского региона, где расположены привычные поставщики компании — иначе она просто не сможет конкурировать с местными игроками по ценам, отмечает член совета директоров компании «Холидей» Алексей Захаров (занимается сейчас развитием сети «Холди Дискаунтер»).
Обилие в ассортименте незнакомых производителей может стать проблемой. С ней столкнулись в свое время и сеть «Мария-Ра», выходя на новосибирский рынок, и «Лента». Да и сам «Холидей» вынужден был в свое время приспосабливаться к вкусам местной публики в Омске или на Алтае.
Директор по корпоративному управлению группы компаний «Новые торговые системы» (сети «Универсам удачных покупок», «Супермаркет») Александр Агеев, впрочем, считает, что если торговая сеть обеспечит низкие цены и приемлемое качество, то происхождение продукта уже не будет столь важным.
«У нас уже сформировалась прослойка покупателей, которые ходят в такие магазины за конкретным набором товаров повседневного спроса, которым все равно, под какими этикетками эти товары продаются. Главное для них — это цена», — говорит он.
Агеев называет формат, с которым пришла «Монетка», перспективным, отмечая, что собственная сеть дискаунтенров НТС — «Лидер экономии» — показывает хорошие результаты. Алексей Захаров намерен и дальше развивать проекты «Холди» и «Холидей». Правда, он уточняет, что главным образом эта сеть будет расширяться за счет малых городов и поселков, где компания строит магазины с нуля. Главными проблемами развития дискаунтеров в Новосибирске ритейлеры называют высокую стоимость недвижимости.
Кроме дискаунтеров «Монетка» будет открывать в Сибири и универсамы «Монетка-Супер». Первый магазин этого формата должен появиться в Новосибирске уже в этом году, говорит Алексей Габидулин.