Правительство Нижегородской области придумало новый способ продвижения молочной продукции местных производителей. На базе муниципальных молочных кухонь в Нижнем Новгороде региональные власти запускают сеть социальных магазинов «Натуральное молоко» с ценами на 10% ниже, чем в торговых сетях. Эксперты говорят, что мера правительства незначительно увеличит объемы розничных продаж местного молока, так как более актуальна для небольших производителей, у которых нет возможности попасть в крупные сети.
О новых мерах поддержки местных производителей говорится во вчерашнем сообщении областного правительства. Социальные магазины «Натуральное молоко», которые будут открыты на базе 40 нижегородских молочных кухонь, — совместный проект регионального минсельхоза и муниципального предприятия «Единый центр муниципального заказа» (занимается обеспечением продуктами питания детских садов и больниц). Как пояснил „Ъ“ директор Единого центра муниципального заказа Евгений Тенилов, сейчас торговые точки уже работают на базе четырех молочных кухонь, в ближайшее время запланировано открытие еще пяти. По словам господина Тенилова, торговые точки будут открывать по мере получения разрешительной документации. В «Натуральном молоке» будет представлена молочная продукция только местных производителей с минимальной наценкой. «Наценка составит 10% от отпускной цены завода-поставщика, что на 4–5 руб. дешевле, чем в других сетевых магазинах», — пояснил Евгений Тенилов. Инвестиции в проект он не обозначил, но отметил, что расходы по оборудованию торговых точек берет на себя областной бюджет.
В Нижегородской области действует около 40 молокоперерабатывающих предприятий. По итогам 2008 года заводы произвели 630 тыс. т молочной продукции. По оценкам ИК «Финам», объем рынка в прошлом году составил 9–10 млрд руб.
Меры по поддержке местных производителей региональное правительство принимает в рамках программы «Покупай нижегородское», принятой в 2007 году и ставшей основным инструментом протекционистской политики областных властей. Основная цель программы — довести долю продукции нижегородских производителей в торговых сетях до 70%.
Затраты властей на собственную торговую сеть аналитики считают незначительными, затрудняясь в точных оценках. По мнению экспертов, работу торговых точек на базе муниципальных молочных кухонь обеспечит административный ресурс, а не конкретный объем инвестиций.
Значительных экономических перспектив фактически муниципальной торговой сети аналитики и участники рынка не видят. «Это расширит нашу дистрибьюторскую сеть. Но, по моим сведениям, объемы продаж на молочных кухнях будут небольшими — планируется ежедневно реализовывать продукции на 7–10 тыс. руб.», — пояснил руководитель отдела маркетинга ОАО «Молочный комбинат „Нижегородский“» (входит в группу «Вимм-Билль-Данн») Дмитрий Каськов. По его мнению, доля местных производителей в общем объеме реализации молочной продукции не увеличится, а потребители просто «перетекут» в «Натуральное молоко» из других сетей. Исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов считает, что таких покупателей будет немного: «Формат специализированных магазинов изжил себя. Никто не ходит в магазин только за молочкой. Преимущество сетей в том, что 80% покупок в них , — неплановые». Тем не менее ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова считает, что подобная поддержка региональных властей будет эффективна для небольших производителей, у которых есть проблемы с реализацией молочной продукции из-за ценовой политики торговых сетей: «У крупных предприятий больше возможностей для продвижения своей продукции в сетях, тогда как у мелких предприятий не хватает ресурсов».