Сделка по покупке «Вимм-Билль-Данна» корпорацией PepsiCo удивила прежде всего тишиной, в которой шли переговоры. Главный исполнительный директор PepsiCo Индра Нуйи рассказала о том, как российские акционеры вели переговоры и какие планы у покупателя по развитию молочного бизнеса.
— В понедельник вы с группой бизнесменов встречались с Владимиром Путиным. Какие у вас ощущения? Вы оптимист или пессимист, оценивая будущее, продолжение работы с правительством в части улучшения регулирования и инвестиционного климата?
— Премьер-министр вселил в нас уверенность в высоком качестве управления экономикой, порадовал прогнозом низкой инфляции. Было видно, что правительство настроено работать с инвесторами, ожидает новых инвестиций. Надо сказать, что и прежде мы не разочаровывались: то, что было обещано нам год назад, — везде есть прогресс. Например, в части регулирования действует переходный период, он необходим для работы по новым стандартам.
— В этом году вы купили «Вимм-Билль-Данн». Как так случилось, что мало кто знал о готовящейся сделке? Все узнали про нее одновременно.
— Хорошо готовились, все хранили в тайне.
— Это были тяжелые переговоры, долгие? Есть популярная байка, что хватило трех обедов и все было готово.
— Я бы хотела, чтобы все было именно так — три обеда и готово. Но, как всегда, переговоры — непростая работа. Нам надо было провести due dilligence, проделать много разной бумажной работы. Однако если у каждой из сторон есть принципиальное согласие, то все идет нормально. В этой сделке на персональном уровне все хорошо понимали друг друга.
— Кто был инициатором переговоров о сделке?
— Не знаю, кто был первым. Тут были встречные интересы.
— Но всегда есть тот, кто более заинтересован в сделке…
— Здесь не было противления, каждый заинтересован в росте стоимости компании, в развитии бизнеса.
— Что было самым тяжелым в переговорах? Какие были камни преткновения?
— Как всегда — оценка компаний.
— Какой был коридор?
— Не могу назвать, но, как всегда, у акционера было свое видение, а у нас свое. В любом случае платили ведь мы.
— Что будет с менеджментом «Вимм-Билль-Данна», он войдет в состав PepsiCo или будет селекция?
— У нас не только «Вимм-Билль-Данн», есть еще «Лебедянский». Есть и селекция, но не по принципу «этого берем, этого не берем», идет выбор лучших, в каком бы подразделении они ни работали. Русские — креативные и разносторонние люди, открытые и продуктивные, нам нужны такие менеджеры. Этим утром я встречалась с женщинами нашей компании с высоким потенциалом профессионального роста. Под этим я понимаю то, что завтра кто-то из них может занять мое место (смеется).
— Вы работаете над стратегией развития «Вимм-Билль-Данна»? Он станет частью глобальной стратегии или получит особую стратегию, например по сокам и молоку?
— «Вимм-Билль-Данн» должен выиграть от стратегии работы в молочном сегменте. Кроме того, есть экономический выигрыш от объединения. Возьмите складскую сеть, очевидно, имеет смысл объединять ее, это очень эффективно. А вот когда мы говорим о маркетинге, то ясно, что «Чудо» нельзя продвигать, как Pepsi. Но мы знаем, как развивать продукты, продвигать их, повышать продажи, теперь это работает и на «Вимм-Билль-Данне».
— У кого больше потенциал роста в России: у продукции PepsiCo или у молочного бизнеса?
— У всех.
— Ну понятно, что нельзя разом пить вдвое больше газировки, а вот в молочке есть поле для роста…
— Смотрите, до сделки в нашем портфеле были продукты, которые потребляют или едят начиная с обеда. У «Вимм-Билль-Данна» все, что вы едите на завтрак. Прежде у нас не было ничего для детей, а теперь есть. Так что нельзя сказать: выбираем то или это, — продукты компаний дополняют друг друга. Вот вы, допустим, вышли из дома, и вам захотелось поесть, что вы купите? Даже если каждый день пробовать что-то новое, то возьмете и наши продукты.
— Сколько вы вложите в развитие в России в ближайшие пять-шесть лет, до следующих выборов?
— Мы уже вложили 9 млрд долл. и считаем, что в ближайшие два года наши совокупные инвестиции могут достичь 10 млрд. В среднем PepsiCo инвестирует в Россию более 300 млн в год.