Четвертый по величине производитель соков в России «Нидан» обошелся The Coca-Cola Company почти вдвое дешевле, чем британскому инвестфонду Lion Capital. Если в 2007 году фонд купил 75% акций российской компании за 530 млн долл., то сейчас Coca-Cola заплатила за весь бизнес всего 276 млн долл. Цена упала в результате посткризисного сокращения сокового рынка, объясняют эксперты. Эта сделка позволит Coca-Cola в России практически сравняться со своим вечным конкурентом PepsiCo.
Coca-Cola потратила около 276 млн долл. на приобретение российского производителя соков «Нидан» (марки «Моя семья», «Чемпион», «Да!», Caprice). Об этом говорится в документах компании, опубликованных вчера на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Эти средства были направлены на покупку заводов и оборудования «Нидана». Однако сделка еще не завершена, сообщает Coca-Cola: ожидается, что это произойдет в четвертом квартале 2010 года.
Всего за девять месяцев 2010 года Coca-Cola потратила на приобретение активов во всем мире порядка 1,8 млрд долл., учитывая сделку с «Ниданом», говорится в документе. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года американская компания направила на сделки всего 286 млн долл.
Исходя из объявленной вчера суммы получается, что стоимость «Нидана» за последние три года снизилась более чем вдвое — осенью 2007 года основатели компании продали 75% плюс одна акция британскому инвестфонду Lion Capital почти за 400 млн долл., оценив весь бизнес в 530 млн долл.
Бывший член совета директоров «Нидан Соки» Андрей Яновский пояснил РБК daily, что стоимость компании упала из-за снижения объемов сокового рынка: «Если в 2007 году шел безудержный рост рынка и были какие-то премии за четко написанную стратегию развития, то в 2008 году все начало снижаться, и сейчас нет никаких четких сигналов рынку, свидетельствующих о росте потребления». При этом маржинальность продаж снижается, поскольку игроки рынка пытаются улучшить свои рыночные позиции, играя ценой, добавляет г-н Яновский.
Рекордная сделка на российском соковом рынке была совершена накануне кризиса в 2008 году, когда PepsiCo купила 75,5% акций компании «Лебедянский» за 1,4 млрд долл. Coca-Cola сделала первую покупку в России в 2005 году — тогда компания выложила за 100% «Мултона» 501 млн долл.
После покупки «Нидана» рыночные позиции Coca-Cola на российском соковом рынке практически сравняются с позициями PepsiCo, прогнозирует менеджер по работе с клиентами «Nielsen Россия» Александра Гордеева. По ее данным, на долю первой пятерки производителей — «Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский», «Мултон», «Нидан» и «Сады Придонья» — приходится 76,6% продаж в городской России. По оценке Российского союза производителей соков, доля этих игроков чуть выше — 83,2%.