Совокупная доля рынка пяти крупнейших сетей мобильных устройств в РФ по итогам 2010 года сократилась на 5%.

Однако уже с 2011 года тенденция к укрупнению в самом консолидированном сегменте розничной торговли получит свое развитие, и игроков рынка мобильных устройств ожидает новая волна консолидации. К такому выводу пришли аналитики агентства INFOLine, составившие совместно с Retailer magazine рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100.

При его подготовке специалисты агентства проанализировали операционные и финансовые показатели более тысячи торговых сетей. В ТОП-100 ведущих ритейлеров страны по итогам 2010 года вошли 5 игроков рынка мобильных устройств. В рейтинге они представлены 2 сетями, не контролируемыми сотовыми операторами, и 3 монобрендовыми сетями (включая как принадлежащие самим операторам, так и франчайзинговые салоны), работающими под брендами крупнейших сотовых операторов.

«В 2010 году так называемая «нефедеральная», локальная розница росла очень быстрыми темпами, которые, кстати, были выше, чем у федералов и в операторской рознице. За прошедший год некоторые локальные сети увеличились более чем в 2 раза. Но уже в начале 2011 года ситуация несколько поменялась. Половина из тех сетей, которые росли в 2010 году очень высокими темпами, где-то переоценила себя, где-то испугалась своих планов по экспансии и начала сворачиваться и уменьшать количество салонов», — констатируют эксперты.

По данным «INFOLine», уже в текущем году на рынке розничной торговли мобильными устройствами «разгорелась масштабная борьба за торговые площади между его крупнейшими игроками». В результате, к концу I квартала 2011 года арендные ставки для ритейлеров выросли примерно на 15-20%. В таких условиях у более мелких игроков рынка возможности для развития существенно снижаются.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает еще один тренд рынка мобильных устройств: операторы, располагая тысячами торговых точек, все больше становятся, по сути, финансовыми компаниями. «Если посмотреть на структуру оборота, а не чистой выручки, то все большую долю крупнейшим игрокам рынка приносят финансовые услуги – это комиссии, проценты по различным платежам. Фактически бизнес мобильных устройств трансформируется в бизнес, все меньше связанный с физическими устройствами, которыми мы все с вами пользуемся, и все больше связанный с целым рядом финансовых технологий, приемов платежей, погашением кредитов и т.д. Этот чрезвычайно интересный тренд вряд ли сможет отразить розница, которую развивают сотовые операторы. В то же время у сетей, не контролируемых сотовыми операторами, в данной ситуации появляется серьезный потенциал повышения доходов», — считает Бурмистров.

Согласно данным исследования, в 2009 году под влиянием экономического кризиса объем рынка коммуникационной техники (мобильных телефонов, смартфонов и т. д.) составил 134 млрд рублей, что более чем на четверть меньше по сравнению с рекордным 2008 годом. По итогам 2010 года рынок мобильных устройств вырос в денежном выражении на 14,2%. Основным драйвером роста стал сегмент «смартфонов». Также выручка ритейлеров увеличилась за счет расширения ассортимента и роста продаж других товаров (например, нетбуков и ноутбуков), отмечают аналитики «INFOLine».

По их оценкам, конкуренция на рынке на данный момент фактически осуществляется в двух направлениях: борьба за лучшие места в крупных городах, сопровождающаяся ростом арендных ставок, и выход в города с населением менее 50 тыс. человек, где насыщенность магазинами мобильных устройств существенно ниже, чем в более крупных, практически отсутствуют сетевые магазины бытовой техники, электроники и компьютерной техники и очевиден большой потенциал развития направления финансовых услуг.

Как полагают эксперты, для всех участников рынка особую актуальность сегодня приобретает вопрос оптимизации затрат, а также обеспечения роста продаж на единицу торговой площади. В особенности это касается сетей монобрендовых салонов, которые требуют от сотовых операторов значительных инвестиций и являются весьма дорогим способом наращивания абонентской базы.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments