Депутаты ЗакСа разработали проект закона "О продовольственной безопасности", призванный защитить цены на социальные продукты от резких скачков, например, за счет создания агрохолдингов и неприкосновенных запасов продуктов. Пока не существует экономического обоснования этих мер и точного понимания, в каком виде законопроект будет принят, но депутаты хотят, чтобы он заработал с начала следующего года.
На этой неделе депутаты ЗакСа выходят с летних каникул. За время отпусков народные избранники думали о кризисе и мерах по защите от него. В качестве одной из них был разработан законопроект "О продовольственной безопасности". Как рассказал "Ъ" глава парламентской комиссии по промышленности экономике и собственности Александр Ольховский, документ родился в результате деятельности рабочей группы, состоящей из депутатов, чиновников и специалистов ГУП "Продовольственный фонд Санкт-Петербурга" (ГУП "Продфонд"). Документ пока очень сырой и представляет собой набор предложений по так называемой "Доктрине продовольственной безопасности" — любимому коньку коммунистов (вместе с тем, идея независимости от импорта продуктов сейчас в ЗакСе импонирует депутатам всех фракций). В документе многое взято из аналогичного закона, который уже три года с успехом действует в Москве и является предметом особой гордости столичного мэра. В своем варианте петербургские депутаты, в частности, предлагают расширить перечень товаров, которые сможет закупать ГУП "Продфонд" (в настоящее время ведомство закупает только зерно) до 10 наименований, причем основными станут мясо, сахар и яйца.
По мысли авторов законопроекта, стратегические запасы продовольствия позволят в случае резких скачков цен на продукты сдерживать их рост путем "выбрасывания" на рынок — в социальные сети — запасов фонда. Однако господин Ольховский соглашается, что для более или менее заметного влияния на цены объемы запасов должны быть большие, "а у города нет своих складских и рефрижераторных площадей". Поэтому еще одна мера, описанная в законопроекте — покупка или строительство складов. Одно из самых радикальных предложений — создание агрохолдингов, то есть объединение производств в Ленобласти с оптовиками и социальными сетями в городе (конфигурация пока обсуждается). В качестве примера такого образования господин Ольховский сослался опять-таки на опыт столицы: правительство Москвы владеет мясомолочным производством в Костромской области, с которого молочные продукты идут в школьные столовые города: "У нас можно сделать что-либо подобное — так, чтобы производства работали только на город и петербуржцы не зависели от импорта продукции". В настоящее время все эти предложения отправлены в городское правительство, где их изучают с точки зрения экономической эффективности. Ответа пока нет.
Источник "Ъ" в ЗакСе сообщил, что депутаты планируют рассмотреть законопроект в осеннюю сессию, чтобы учесть меры, диктуемые этим законом, в бюджете на следующий год. Но вряд ли в этом нормативном документе будет что-либо революционное, причем именно из-за кризисных последствий. По мнению собеседника "Ъ", в бюджете сейчас попросту нет средств, чтобы создавать агрохолдинги и организовывать (тем более — выкупать у собственников) сельхозпроизводство.
Аналитику УК "Финам Менеджмент" Максиму Клягину не кажется, что все предлагаемые меры удастся реализовать в полном объеме. Однако эксперт считает, что если депутаты ограничатся поддержкой незащищенных слоев населения, инициатива, действительно, может в какой-то степени работать. По крайне мере, по мнению аналитика, в Москве существует достаточно разветвленная система социально ориентированных точек продаж, в которые поставляются продукты из фонда. "Но вот оценить эффективность этих мер я, честно сказать, затрудняюсь. Зависит, конечно, от объемов закупок. Товарооборот Питера по итогам 2008 года — 564,8 миллиарда рублей. Примерно половина — это продукты питания. Ну и теперь представим себе, сколько примерно необходимо инвестировать средств, чтобы занять существенную долю и реально влиять на ценообразование", — размышляет господин Клягин.