Минсельхоз, Минпромторг и ФАС намерены убедить ритейлеров снизить наценки на социально значимые продукты до 1 июля, пишет пишет «Коммерсант» со ссылкой на совещание с участием главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева и замглавы Минпромторга Виктора Евтухова.
Так, наценку на молочные продукты, хлеб, овощи, сахар и масло в торговых сетях предлагается снизить с 10% до 5% и ниже.
Кроме того, в перечень продуктов с минимальными наценками хотят включить свеклу, морковь, капусту, картофель, лук, питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар и хлебобулочные изделия недлительного хранения.
При этом в Минсельхозе считают целесообразным снижение наценок вплоть до нулевых значений на определенные продукты питания до начала сельскохозяйственного сезона, 1 июля 2022 года.
«Такая практика будет способствовать повышению доступности социально значимых продуктов для населения»,— пояснили там.
Участники рынка по-разному отреагировали на предложенные профильными ведомствами меры: в частности, в Национальном плодоовощном союзе сомневаются в том, что новые ограничения позволят в краткосрочной перспективе стабилизировать цены на овощи.
В организации назвали более эффективным способом сдерживания цен субсидирование автомобильных перевозок овощей из регионов с профицитом такой продукции. Также улучшить ситуацию может увеличение производства, добавили там.
Ритейлеры считают предложенные меры избыточными: В X5 напомнили, что большинство социально значимых товаров в магазинах сети уже реализуется с отрицательной наценкой или не превышающей 5%. В X5 считают эффективными и неценовые методы повышения спроса, к примеру адресную продовольственную помощь. В Metro сказали, что сдержанно относятся к такого рода инициативам — они несут риски ценовой конкурентоспособности для малого бизнеса
В январе X5 Group и «Магнит» уведомили ФАС о готовности ограничить наценки не более чем на 10% на социально значимые продовольственные товары в течение всего 2022 года. В X5 сообщали, что ограничения коснутся более 20 категорий и начнут действовать с 12 января во всех магазинах. В «Магните» — что ограничения наценки распространяться на 200 позиций из 25 категорий продуктов.