Минпромторг озаботился сокращением количества торговых мест на рынках. В ведомстве намерены рассчитать для каждого региона минимум торговых площадей и мест для продаж овощей, фруктов, молочной и мясной продукции фермеров на рынках, который должен приходиться на тысячу человек. Это, по мнению экспертов ведомства, должно остановить процесс исчезновения рынков и даст производителям дополнительные каналы сбыта.

О том, что ведомство намерено установить подобный норматив, говорится в проекте поправок в постановление правительства № 291 от 9 апреля 2016 года. Последнее устанавливает нормативы по минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, например магазинами и торговыми центрами.

Как отмечается, в своих расчетах Минпромторг будет руководствоваться формулой с несколькими переменными: базовый показатель минимальной обеспеченности населения местами на рынках, зональный коэффициент его корректировки, минимальная обеспеченность региона торговыми площадями и фактическая. При оценке выполнения норматива будут учитываться все виды рынков: специализированные сельскохозяйственные и до 30% площадей универсальных.

Разработав стандарт, ведомство решит как минимум две проблемы: остановит процесс исчезновения рынков в стране и даст производителям овощей и фруктов и их дистрибуторам, не способным попасть в торговые сети, дополнительный канал сбыта, следует из пояснительной записки к проекту поправок.

Так, в записке уточняется, что оборот рынков в структуре розничных продаж в течение 2006–2014 годов снизился с 19,6% до 8,8%. Число торговых мест за этот период сократилось в три раза — с 1,2 млн до 394,4 тыс. "Наиболее высокими темпами шло сокращение торговых мест на вещевых, специализированных на продаже продуктов питания и универсальных рынках", — подчеркивают в ведомстве.

Минпромторг также отмечает, что количество мест на сельскохозяйственных рынках при этом росло. Как раз на них приходятся значительные объемы реализации свежих продуктов, "уровень потребления которых населением заметно отстает от рекомендуемых рациональных норм". Вывод прост — спрос населения на этот вид торговли не уменьшается, говорится в пояснительной записке.

Плюс к этому, подобные рынки являются основным, а иногда и единственным каналом сбыта фермеров. Ведь "торговые сети стараются ограничить товарные категории наиболее ходовыми нескоропортящимися позициями, предъявляя жесткие требования к упаковке, маркировке и доставке товаров", что не под силу фермерам.

Сейчас фактически обеспеченность населения местами на рынках по продаже овощей и фруктов составляет 1,3 места на 1 тыс. человек, в 2010 году было больше — 2,1 места на 1 тыс. человек, согласно статистике Минпромторга. Действующие нормы градостроительного проектирования предполагают, что на 1 тыс. человек должно приходится 24–40 кв. м торговой площади, или 4–6,5 торгового места, замечают в ведомстве.

При этом по федеральным округам средняя фактическая обеспеченность торговыми местами по реализации продуктов питания на рынках варьируется от 0,3 места на 1 тыс. населения в Уральском, до 2,7 и 3,1 — в Крымском и Северо-Кавказском округах соответственно. Внутри одного федерального округа диапазон обеспеченности также может быть значительным. Например, в Южном — от 1,4 торгового места на 1 тыс. человек в Республике Адыгея до 4,3 — в Волгоградской области.

По предварительным оценкам Минпромторга, норматив минимальной обеспеченности торговыми местами на розничных рынках выполняется только в 23 субъектах Российской Федерации. Вчера в ведомстве не назвали "Известиям" значения минимальных нормативов.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова отмечает, что фермеры заняты производством и не имеют времени продавать товары на рынках в постоянном режиме.

— Некоторые готовы приезжать на рынок лишь1–2 дня в неделю, — говорит она. Именно поэтому сельскохозяйственными товарами торгуют в основном перекупщики с более высокими ценами, что снижает привлекательность продукции.

Между тем директор по кооперативным связям с сельхозпроизводителями Даниловского рынка Алексей Синев уточняет, что лавки с овощами и фруктами на рынке занимают порядка 30% всех торговых точек, значительная часть — фермерская продукция.

— Рынки и ярмарки сегодня — единственная возможность для локальных производителей реализовать выращенные овощи и фрукты, — уточнил он.

Партнер Cushman Wakefield Денис Соколов, комментируя инициативу ведомства, отмечает, что пока неясно, как обеспечить реализацию этого норматива.

— Следует построить несколько небольших рынков или один большой — это разные форматы, а ведомство не уточняет, о чем конкретно идет речь, — отметил он.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments