Министерство промышленности и торговли (МПТ) совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) в июне запускают Конъюнктурный центр, который будет бесплатно предоставлять качественную экспертизу российским компаниям для выхода на зарубежные рынки. Об этом "Известиям" рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин.
Подробности проекта пояснил глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков. Центр поможет продвигать высокотехнологичную продукцию российских производителей за рубежом, а также обнулит затраты бизнеса на платную аналитику.
Сегодня российский бизнес, особенно из числа некрупного, не имеет возможности получить качественную экспертизу о потенциальных экспортных рынках. Изменить эту ситуацию и призван конъюнктурный центр (КЦ).
— Вот хочет компания поставлять в Аргентину, например, тележки. Центр делает анализ по Аргентине и по Латинской Америке в целом, оценивает потенциальный объем рынка — сколько там нужно тележек, будет ли рентабельной поставка их туда, какой будет пошлина, нужно ли пройти сертификацию, — объяснил Глеб Никитин "Известиям" логику работы новой структуры.
Конъюнктурный центр заработает в пилотном режиме уже с июня, добавил первый замминистра.
— Мы считаем, что у любой российской компании, которая хочет экспортировать продукцию, должен быть доступ к аналитике по интересующим рынкам. Например, к информации относительно наличия или отсутствия торговых барьеров по конкретным продуктам, номенклатуре, типовому таможенному тарифу по региону и стране и так далее, — заявил он.
По словам Глеба Никитина, сейчас проводится последовательный анализ географических приоритетов по экспорту товаров, пока не зависящий от заявок экспортеров. После запуска создание базы данных будет опираться на запросы производителей.
КЦ будет сначала работать как подразделение Российского экспортного центра, уточнил замминистра, но специалисты в него будут привлечены также из аналитического центра при правительстве и центра внешней торговли при Минпромторге.
— Мы создадим таким образом особый класс людей, профессионалов в этой сфере. Сейчас у нас крайне мало внешнеторговых специалистов, сфокусированных на конкретные продукты, — подчеркнул Глеб Никитин.
Фактически центр будет состоять из базы данных и специалистов, у которых можно будет запросить очную консультацию по каждому продукту.
Генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков пояснил "Известиям", что сервис сейчас только разрабатывается, но в тестовом режиме в сети он уже доступен.
— В системе уже имеется аналитика по странам, регионам и отраслям. Перед началом работы нужно зарегистрироваться в личном кабинете. Все зарегистрированные компании периодически проверяются в сервисе СПАРК для того, чтобы мы понимали, что работаем с "живым" экспортером или с компанией, которая действительно планирует экспортировать, — пояснил Петр Фрадков.
По его мнению, в КЦ будут обращаться прежде всего небольшие компании, ведь крупный бизнес уже имеет собственных аналитиков и присутствует на глобальном рынке.
Согласно опросам РЭЦ, более 50% экспортеров нуждаются в подобном центре. При этом более 60% запросов в РЭЦ касаются именно торговой аналитики и исследований рынка.
— Центр будет помогать малому бизнесу, который еще находится "в поиске себя", — добавил гендиректор РЭЦ.
Эксперты полагают, что инициатива поможет небольшим российским компаниям, которые производят высокотехнологичную продукцию. Заинтересованы в аналитике могут быть и поставщики высокоточного оборудования, деталей и комплектующих для промышленности и отдельных механизмов, а также поставщики плодоовощной продукции, считает старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.
По словам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, цены на услуги по внешней аналитике сейчас высокие.
— Если России таким образом удастся создать аналог австралийского бюро сельскохозяйственной и ресурсной экономики ABARES, которое мониторит цены и баланс рынка на основных рынках экспорта австралийского сырья, выпускает их обзоры и прогнозирует основные показатели, причем на ежеквартальной основе и бесплатно, то это могло бы значительно сократить расходы российского бизнеса на подписку на платные источники информации, — уверен Максим Худалов.
По мнению Анны Бодровой, самая большая потенциальная проблема для центра — это сложность подготовки хорошей аналитики по каждой точке земного шара для нужд конкретной компании.
Бизнес позитивно оценивает инициативу Минпромторга. Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отметил, что в России достаточно много небольших компаний, которые обладают хорошим экспортным потенциалом, но нехватка аналитики не позволяет им выходить на внешние рынки. Позволить себе нанять консультантов или сотрудников с большим опытом внешнеэкономической деятельности они не могут, добавил Павел Сигал. Создание органа, способного решить эту проблему, по его мнению, — здравая идея, которая позволит стимулировать экспорт для небольших компаний.
Завершение формирования конъюнктурного центра Минпромторг планирует в июне. Центр будет запущен в рабочем режиме в 2018 году. В ведомстве также уточнили, что в этом году вся помощь компаниям будет совершенно бесплатной, с 2018 года часть информации станет платной, но только чтобы КЦ стал самоокупаемой структурой.