Рыбопромышленники Приморья убедили местную власть в необходимости создания специализированных сельскохозяйственных рынков, на которых будет реализовываться рыбопродукция. Решение об этом принято на совещании в краевой администрации. По мнению авторов идеи, рынки позволят снизить стоимость морепродукции для покупателей и увеличить объемы реализации. Представители торговых сетей признают, что рынки могут составить конкуренцию магазинам и супермаркетам, но сомневаются, что цены на рыбу там будут существенно ниже.

Вчера во Владивостоке на совещании представителей администрации Приморского края с руководителями береговых рыбоперерабатывающих предприятий было принято решение о создании специализированных сельскохозяйственных рынков для торговли рыбной продукцией. С таким предложением выступили производители, которые из-за запрета на уличную торговлю могут сбывать свой товар только через торговые сети. Последние, по мнению рыбопромышленников, препятствуют эффективной и полноценной реализации рыбо- и морепродукции. «Высокая степень монополизации торговых сетей, завышенные и даже зачастую невыполнимые условия договоров (торговцы настаивают на предоставлении рассрочки по платежам, возврате годной по сроку продукции, потерявшей товарный вид), высокие наценки, ненадлежащие условия хранения скоропорта — все это не может способствовать развитию бизнеса, да и сильно удорожает продукцию. Например, наш товар в сетях продается как минимум на 50% дороже»,— обрисовала ситуацию гендиректор ООО «СИТЭК» (Владивосток) Нина Севрук.

При этом, по мнению рыбопромышленников, сети берут на реализацию далеко не весь ассортимент, что значительно ограничивает в выборе потребителя. «Из 50 наименований, которые мы предлагаем к реализации, обычно на прилавках магазинов представлено лишь пять. Торговые сети забиты китайским импортом сомнительного качества или дешевым отечественным нелегальным товаром. Мы сталкиваемся и с фальсификатом — берут дешевую рыбу, готовят из нее филе, крепят любую этикетку и все. Так, макруруса продают под видом пангассиуса»,— поделился с участниками совещания директор ООО «Рыбзавод Большекаменский» Сергей Полуэктов.

Представители торговли на совещание не явились. Источник в руководстве крупной торговой сети «Ратимир» сообщил «Ъ», что доля китайского импорта на их прилавках с рыбопродукцией составляет приблизительно 70%. «У нас есть категорийный отдел, который работает по так называемой „матрице“ — фиксированное число поставщиков, фиксированное число наименований продукции. Он обеспечивает приемлемое качество по конкурентной цене. Если наши производители смогут предложить конкурентную цену с таким же или лучшим качеством — милости просим»,— заявил он. Условия договоров торговых сетей с поставщиками рыбопродукции источник назвал типовыми: «Если они не согласны по ним работать — пусть не работают. Это бизнес». Например, торговая наценка на продукцию в «Ратимире» составляет 25–30% (на отработку затрат), но бывает и выше — на элитные товары. «Сейчас в компании работают над тем, чтобы снизить наценку. Смысл любой сети в том, чтобы с минимальной торговой наценкой продать максимум товара, а мелкие магазины и точки действуют наоборот»,— пояснил представитель «Ратимира».

Индивидуальный предприниматель Ирина Кузьмина, владеющая десятком специализированных рыбных магазинов и розничных торговых точек, рассказала, что с учетом торговых затрат цена рыбопродукции на прилавке может отличаться от закупочной на 10–60%. Прибыль продавца при этом составляет 5–15%.

Оба представителя торговли отвергли претензии к хранению рыбопродукции, подчеркнув, что витрины, способные поддерживать нужный режим температур, сохраняют скоропортящуюся продукцию намного дольше и лучше, чем это возможно в условиях уличной торговли. Как отметил источник в «Ратимире», рыбаки зачастую сами экономят на транспорте, перевозят продукцию не в рефрижераторах и даже не в термосах, поэтому она иногда поступает в магазины отнюдь не в лучшем состоянии.

Вместе с тем, представитель «Ратимира» признал, что рынки могут составить конкуренцию сетям: «Особенно если будут располагаться недалеко от магазинов. В условиях кризиса потребитель отдает предпочтение низкой стоимости товара, а не качеству обслуживания и ассортименту». С другой стороны, по его мнению, тезис о том, что цены на рынках будут значительно ниже, необъективен, так как там покупатель «рискует быть обвешенным, купить некачественный товар».

Сегодня во Владивостоке действует 13 рынков. Как рассказали в горадминистрации, предполагается, что на нескольких из них часть территории будет отдана под торговлю рыбопродукцией с автомашин. Рассматривается и вариант создания нового специализированного рыбного рынка, под который краевая администрация готова выделить землю. Чиновники согласились с рыбопромышленниками в том, что рынки позволят производителям самостоятельно, без посредников и их наценок реализовывать свой товар. «Такой подход позволил бы нам частично решить вопрос продовольственного обеспечения жителей края и поднять уровень потребления белка до необходимого»,— заявил на совещании замначальника управления рыбного хозяйства администрации края Александр Цымбал.

Ранее власти пытались снизить стоимость продуктовой продукции, введя в магазинах практику «дней социальной торговли», но городская торговля этому воспротивилась. «К сожалению, административно мы никак не можем повлиять на торговые сети»,— констатировал руководитель отдела сельского и рыбного хозяйства управления торговли горадминистрации Александр Палихин. По его словам, на создание рынков будут выделены средства из городского бюджета. Однако объемы финансирования и сроки реализации проекта он пока назвать не смог.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar