Megapolis, крупнейший оптовый продавец сигарет в России, приносит $12 млрд выручки в год, следует из оказавшейся у РБК отчетности компании. При этом в 2014-м продажи росли, несмотря на антитабачную политику государства.


Больше "Дикси"

Выручка группы "Мегаполис" в 2014 году выросла на 15,14%, до 506,96 млрд руб. (более $13,1 млрд по среднему курсу ЦБ за прошлый год), говорится в отчетности зарегистрированной в Нидерландах головной компании Megapolis Distribution (копия есть у РБК). Основу выручки — 92,1% всех поступлений, или 466,9 млрд руб. (около $12,1 млрд), — составили доходы от торговли табачными изделиями, этот показатель вырос год к году еще больше — на 16,42%.

Помимо сигарет "Мегаполис" продает целый набор продуктов, включая пиво (например, продукцию компании Carlsberg), чай и кофе ("Милагро" и Dilmah), энергетические напитки (Red Bull и Bullit), зажигалки (Cricket, Clippers, Amatti), батарейки (Energizer, Samsung, Kodak), презервативы (Reckitt Benckiser).

Компания ведет операционную деятельность через 330 региональных офисов во всей стране, поставляя продукцию в 160 тыс. торговых точек, говорится в отчетности. Число сотрудников "Мегаполиса" превышает 15 тыс. человек.

Журнал Forbes включал "Мегаполис" в топ-10 частных компаний в России по итогам 2013-го: тогда выручка дистрибьютора была оценена изданием в 442,2 млрд руб. (примерно $13,9 млрд по среднему курсу ЦБ за 2013-й), что соответствовало 8-му месту между "Татнефтью" и "Северсталью".

Масштабы бизнеса "Мегаполиса" ранее можно было оценить с помощью аналитики Nielsen, которая подсчитывала доли производителей на рынке табачных изделий в натуральном выражении. "Мегаполис" является эксклюзивным дистрибьютором двух крупнейших табачных компаний — Japan Tobacco Int (JTI, марки — Winston, Camel, Mevius и др.) и Philip Morris Int. (Marlboro, Parliament, Chеrsterfield и др.), а также занимающего 5-е место Imperial Tobacco Group (Gauloises, West и др.). В марте 2015-го на трех производителей приходилось 67,76%, следует из отчетов Nielsen. В материалах "Мегаполиса" отмечается, что в 2014-м его доля, согласно данным Nielsen, составляла 68,4%.

В 2014-м "Мегаполис" получил чистую прибыль в размере 12,692 млрд руб. против чистого убытка 1,99 млрд руб. по итогам предшествовавшего года, следует из отчетности дистрибьютора. Убыток в 2013 году был "бумажным" — сформировался из-за того, что компания отразила сделку по продаже 40% инвесторам как "выплаты на основе акций", то есть засчитала эту операцию в разделе убытков, оценив в 11,6 млрд руб.

Эти 40%, как сообщала компания в декабре 2013-го, были проданы JTI и Philip Morris (каждой по 20%) за $1,5 млрд (то есть вся компания была оценена в $3,75 млрд) . Владельцем оставшихся 60% акций в отчетности указана Megapolis Investments B.V., контролируемая Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым — их доли равны 66% и 34% соответственно.

Другие активы бизнесменов приносят им гораздо меньшие деньги. Для сравнения, выручка группы "Дикси" (управляет 2338 магазинами "Дикси" и "Виктория"), четвертого по величине продуктового ретейлера в России, в 2014-м была более чем вдвое меньше, чем у дистрибьютора сигарет, — 229 млрд. руб., чистая прибыль — 4,49 млрд руб.

По итогам прошлого года владельцы "Мегаполиса" получили дивиденды в размере около $299 млн. Как следует из отчетности, $88,2 млн достались Philip Morris, $63,3 млн — JTI (акционеры владеют акциями разного класса, поэтому распределение дивидендов на акцию производится с учетом класса акций), $147,5 млн — Кесаеву и Кациеву.​


Законы не помешали

"Бизнес "Мегаполиса" — это, главным образом, логистическая составляющая, — рассказывает бывший сотрудник крупной табачной компании, ранее отвечавший за взаимодействие с дистрибьютором. — Они загружают свои фуры на фабриках и развозят сигареты на собственные распредцентры в регионах. Сотрудники табачных компаний отправляют в "Мегаполис" информацию, сколько надо везти сигарет и куда, после чего продукция развозится по точкам". По словам собеседника РБК, производителям очень удобно работать с "Мегаполисом" как с единственным дистрибьютором, потому что тот сразу оплачивает крупные партии сигарет и берет на себя все риски расчетов с розницей.

Продажи сигарет Megapolis Dis­tri­bu­tion в натуральном выражении в 2014-м снизились на 9% к аналогичному показателю 2013-го — это стало реакцией на антитабачную политику государства, говорится в материалах компании. В денежном выражении продажи не сократились из-за роста цен на табачные изделия, подчеркивает дистрибьютор. Из-за принятия "антитабачного закона" "Мегаполису" даже пришлось отказаться от IPO, запланированного с 2011 года.

Первая часть запретов на курение, заложенных в законе № 15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", вступила в силу 1 июня 2013-го, вторая — год спустя. Теперь нельзя курить в большинстве общественных мест — в барах и ресторанах, в поездах дальнего следования, на вокзалах и в аэропортах и т.д. Запрещена реклама табачных изделий в СМИ и открытая выкладка на прилавках, а продажа возможна только в магазинах и специальных павильонах. Все эти меры вкупе с ростом акцизов (в 2014-м ставка увеличилась сразу на 42%, до 800 руб. за тысячу штук плюс 8,5% от розничной цены) привели к падению рынка в натуральном выражении.

Как сообщал РБК в феврале со ссылкой на отчетность Philip Morris, потребление сигарет в России в 2014 году снизилось на 9,2%, до 310,6 млрд штук, или 15,53 млрд пачек. Минздрав еще в октябре 2014-го объявил о сокращении числа курящих людей на 7 млн после введения "антитабачного закона". Данные опроса ВЦИОМ показали, что курит только четверть опрошенных, а в предыдущие годы таких было более 40%.​

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments