Спустя месяц после вступления в силу второго этапа антитабачного закона некоторые рестораны и кафе заявили о падении выручки на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Некоторые заведения сетуют на затруднения не только из-за самих антитабачных мер, но и из-за расплывчатых формулировок закона. Впрочем, прямая зависимость снижения выручки и антитабачных мер не подтверждается западными исследованиями.
Прошел месяц с момента вступления в силу положений второго этапа антитабачного закона. В его рамках, в частности, было запрещено курение в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах. Часть рестораторов и заведений уже говорят об убытках и снижении клиентопотока, которые напрямую связаны с положениями антитабачного законодательства.
"Некоторые наши коллеги говорят о падении на 27%. В среднем на конец третьей недели июня выручка заведений упала в среднем на 15–20%", — сообщил "Газете.Ru" президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
Подобное снижение не связано с сезонным фактором, подчеркивает Бухаров, поскольку сравниваются аналогичные периоды разных годов. "Все рестораторы отмечают падение, которое в зависимости от сегмента у кого-то больше, у кого-то меньше, — говорит "Газете.Ru" Елена Мазур, директор по корпоративным коммуникациям ресторанного холдинга "Росинтер", которому принадлежат такие бренды, как "IL Патио", "Планета суши", "Американский бар и гриль", "Мама Раша", также по лицензии холдинг развивает TGI Fridays и Costa Coffee. "Мы отмечаем падение количества транзакций, но о влиянии закона на наш бизнес мы пока что можем судить только по опыту европейских стран: в течение первых трех-пяти месяцев после введения ограничений там наблюдался спад в районе 20%", — сказала Мазур.
Впрочем, подобные потери заведений общепита наблюдались далеко не везде. Например, в Испании с 2006 по 2010 год курение в заведениях питания с большой площадью (от 100 кв. м) было возможно при наличии отдельного зала, а предприятиям с малой площадью разрешено было определять политику в отношении курения самостоятельно. С 2 января 2011 года в Испании ввели полный запрет на курение как в больших, так и в малых помещениях. Тогда владельцы баров и ресторанов, по информации BBC, опасались возможного падения продаж до 10%. Однако позднейшие исследования показали, что страхи предпринимателей не оправдались и антитабачный закон не вызвал существенного сокращения доходов.
Были и другие доклады, авторы которых не обнаружили прямого влияния принятия запрещающих курение мер на торговлю. Например, в 2001 году в рамках эксперимента в Сиднее анализировались экономические последствия запрета на курение в общественных местах.
Согласно полученным данным, после шести недель с момента вступления закона в силу 76% сиднейских заведений не заметили его влияния на свою деятельность, а 14%, напротив, отметили увеличение объемов торговли. Лишь 10% ресторанов сообщили об отрицательном влиянии антитабачного закона.
В США в 2000–2010 годах проводилось исследование, затронувшее 216 городов в 9 штатах страны. После изучения торговых показателей исследователи не обнаружили значимую связь между антитабачными законами и торговыми показателями ресторанов и баров в этих городах.
С другой стороны, такие показатели могут быть связаны с тем, что не каждое заведение хочет раскрывать информацию финансового характера. По мнению Бухарова, не все заведения готовы говорить о снижении клиентопотока или доходов открыто.
В петербургском баре "Барслона" "Газете.Ru" сообщили, что каких бы то ни было экономических минусов антитабачного закона в заведении не заметили. "Пока из-за запрета курения ничего страшного с нами не случилось. Меньше гостей из-за этого не стало, — рассказала сотрудница бара. — Люди все равно продолжают есть, пить, просто перестали при этом курить". Также в качестве компенсации недовольным курильщикам в баре разрешено курение электронных сигарет. В московском баре "Куклы-пистолеты" также не заметили уменьшения потока клиентов. "Отрицательная реакция среди посетителей почти не встречается, а курильщики просто начали размещаться ближе ко входу, — подметил менеджер Иван. По его словам, постоянные клиенты не перестали приходить в заведение. "Люди же приходят не просто покурить, а, например, посетить различные мероприятия: стендап, диджеев", — говорит менеджер. Они приходят ради атмосферы, подытожил он.
Проблем заведениям общественного питания помимо запрета на использование табачных изделий непосредственно в помещении доставляет и отсутствие единого мнения касательно возможности курения на летних верандах: ведомства и юристы могут придерживаться разных позиций.
"Дух закона, принятого Минздравом, таков, что он должен запрещать курение в общественных местах, к которым относится вся территория ресторана, то есть и веранды тоже", — рассказал "Газете.Ru" Алексей Левченко, пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец.
Однако, по мнению юристов, в законе это прописано недостаточно точно. "В соответствии с ч. 2 ст. 12 №15-ФЗ на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции", — рассказывает "Газете.Ru" юрист компании "Налоговик" Павел Ивченков. Таким образом, подытоживает он, если собственник ресторана оборудует или выделит летнюю веранду ресторана под место для курения в соответствии со всеми нормативами и стандартами, то там будет курить будет можно.
Однако есть нюансы: на верандах, закрытых пленкой, курить будет запрещено. "Единого мнения о возможности курения на летних верандах нет, — соглашается Мазур, — но наш холдинг пошел по строгому варианту: мы полностью запретили курение на летних верандах". Тем не менее, говорит она, в некоторых заведениях разрешают курение на летних верандах, потому что нет стопроцентного запрета.
В связи с необходимостью прояснить данный пункт закона юристами ведомств готовятся разъяснения к закону, рассказал Левченко.
По его словам, Роспотребнадзор будет определять, на какой территории, прилегающей к зданию, можно будет курить, а на какой нельзя. Ведомство будет решать, считать ли помещением специально оборудованную веранду или же просто стоящие на улице столики, пояснил пресс-секретарь. Источник в Роспотребнадзоре, который по закону должен контролировать исполнение антитабачного закона, пояснил "Газете.Ru", что сейчас в ведомстве только изучается правоприменительная практика.
По мнению представителей табачных компаний, после принятия закона пострадали предприятия малого бизнеса, однако люди из-за ограничительных мер не стали меньше курить. Говорить о том, как отразились ограничения курения на заведениях общественного питания, пока рано, заявили "Газете.Ru" в пресс-службе компании Japan Tobacco International (JTI), но "на данный момент можно с уверенностью утверждать, что запрет на продажу сигарет в киосках оказал негативное влияние на малые торговые предприятия".
По мнению представителей JTI, новым знаковым трендом может стать рост продаж сигарет через сетевую розницу.
"Предварительные данные о росте продаж сигарет в супермаркетах и других крупноформатных магазинах в июне подтверждают сделанные ранее прогнозы, что курильщики будут стремиться закупать сигареты впрок блоками из-за отсутствия возможности приобрети пачку в ближайшем киоске", — уверяют в JTI. С мнением коллег согласны и в российском представительстве British American Tobacco. "Неправильно считать, что в результате запрета на продажи сигарет в ларьках люди станут меньше курить, — говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия". — Теперь потребители идут за сигаретами в крупные магазины и все чаще покупают впрок, несколько пачек вместо одной".
Мнение табачных компаний о том, что из-за принятия антитабачного закона серьезно пострадали малые торговые предприятия, не подтвердил президент Российской коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. "За исключением нескольких регионов, везде тем, кто хотел работать с табачными изделиями, дали возможность переделать киоски в павильоны", — поясняет он. Тех же, кто не смог перестроиться или перепрофилироваться, полагает Максимов, меньше 10%.